Что такое аварийная ситуация согласно законодательства
заключается в повреждении или выходе из строя коммунальных систем сроком более 8 часов. Аварии могут повлечь за собой ущерб окружающей среде, самому человеку и его имуществу.
«повреждение или выход из строя систем коммунального водоснабжения, канализации или отдельных сооружений, оборудования, устройств, повлекшие прекращение либо существенное снижение объемов водопотребления и водоотведения, качества питьевой воды или причинение ущерба окружающей среде, имуществу юридических или физических лиц и здоровью населения».
Дополнительно регулируют сферу аварий в многоквартирном доме законы:
Создание аварийно-диспетчерской службы:
обязанности АДС и ее роль при аварийных ситуациях
Для разрешения аварийных ситуаций в УК “Комплекс-М” создана аварийно-диспетчерская служба (АДС).
Аварийная служба работает круглосуточно, в праздничные и нерабочие дни.
Правки вступили в силу 1 марта 2019 года. Эти правки расширили список обязанностей АДС и дали четкие сроки их выполнения:
Сроки исполнения необходимо сообщить заявителю в течение со времени регистрации его заявки. Если произошла авария в системах водоснабжения, водоотведения, отопления, электроснабжения, управляющая компания уведомляет орган местного самоуправления муниципального образования.
Аварийное обслуживание оплачивают собственники помещений. Если авария случилась внутри квартиры, ремонт будет оплачивать собственник отдельно.
Аварийно-диспетчерская служба проводит мелкий аварийный ремонт, меняет оборудование.
Например, замена лифта входит в капитальный ремонт и занимает месяцы.
Аварийно-диспетчерская служба работает не только на устранение, а также и на предотвращение аварий в многоквартирном доме. От качества аварийного обслуживания зданий зависит последующее количество аварий. Если профилактика регулярна и на уровне, то аварий можно избежать.
Типы услуг аварийно-диспетчерских служб:
Способы сообщения об аварийных ситуациях
Обязанности собственников при аварийных ситуациях:
Если житель обнаружил неисправности, аварии, нужно как можно скорее сообщить о них в управляющую компанию. Для этого управляющая компания должна предоставить несколько удобных, оперативных, действенных каналов связи. Об этих каналах нужно оповестить жителей: разместить на информационных стендах у подъезда, указать в квитанциях.
Подать заявку в АДС можно по телефону. Известный и проверенный временем метод. Удобно, когда знаешь номер наизусть.
Плюс его в том, что средство для связи – телефон – обычно всегда под рукой, а звонки в АДС должны записываться.
Сложности могут возникнуть в другом:
Можно обратиться с заявлением в АДС лично. Плюсом является то, что можно сразу в деталях обрисовать ситуацию, при необходимости показать диспетчеру фото и видео. Однако подача заявления лично занимает много времени, особенно если компания находится далеко от дома.
Если у управляющей компании есть , заявку в АДС можно оставить там.
Плюсом станет то, что можно подать заявку из дома в спокойной обстановке, обдумав формулировку проблемы. Также житель может статусы своей заявки.
В мобильном приложении
Удобно отправлять заявки в АДС со смартфона – это быстрый способ, если ваша управляющая компания позаботилась о создании своего
Плюсы: вы делаете фото или видео на телефон и тут же прикрепляете их к своей заявке. История заявок хранится в личном кабинете. Подаете заявку оперативно и ждете такого же оперативного решения проблемы.
Минус может быть тогда, когда не ловит мобильный интернет (хотя с распространением сетей такое сейчас случается редко).
Безопасность работников во время аварийной ситуации во многом зависит от того, насколько они адекватно реагируют на ту или иную ситуацию, насколько четко знают, что делать (и чего не делать), знают пути эвакуации, знают лиц, которым необходимо сообщить об аварийной ситуации, и т.д.
Для повышения готовности работников к безопасным действиям при аварийных ситуациях организации следует активно проводить предвидение всего того, что необходимо осуществить при возникновении аварийных ситуаций, предусматривать и планировать необходимые действия, разрабатывать процедуры и процессы, помогающие их реализовать, проверять предложенные действия и повышать их эффективность для предотвращения несчастных случаев и иного причинения вреда здоровью работников во время аварийных ситуаций.
Следует помнить, что организация должна:
– принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии;
– осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий.
Для отработки практических навыков и действий в условиях аварийной ситуации целесообразно регулярно (в соответствии с планом ликвидации аварий) проводить учебно-тренировочные занятия с записью в журнале с оценкой каждого работника. С учетом специфики производства занятия проводятся с различной периодичностью, определенной в правилах безопасности для данной отрасли.
Другим не менее важным моментом готовности организации к действиям при аварии является обязательное доведение до сведения всех подрядчиков, выполняющих работы в условиях действующего производства, порядка их действий в случае аварийной ситуации. Реализация этого требования, необходимого для обеспечения безопасности работников подрядчика, может быть возложена либо на отдел охраны труда (в рамках проведения вводного инструктажа), либо на руководителей структурных подразделений (цехов, производств), на территории которых трудятся работники подрядных и субподрядных организаций.
В случае аварий и инцидентов все работники (включая работников подрядчиков) действуют в соответствии с планом ликвидации аварий, разработанным для каждого конкретного производственного объекта и конкретной аварийной ситуации.
Конкретные обязанности каждого должностного лица по действиям в аварийных ситуациях могут быть внесены в их должностные инструкции, а для работников-исполнителей – в инструкции по охране труда на рабочем месте.
1. Настоящие Правила устанавливают порядок расследования причин аварийных ситуаций при теплоснабжении на источниках тепловой энергии, тепловых сетях и теплопотребляющих установках потребителей тепловой энергии, за исключением:
а) аварий, расследование причин которых осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике;
б) аварий и инцидентов, расследование причин которых осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности.
2. Для целей настоящих Правил под аварийной ситуацией понимается технологическое нарушение, приведшее к разрушению или повреждению сооружений и (или) технических устройств (оборудования), полному или частичному ограничению режима потребления тепловой энергии.
3. Федеральный орган исполнительной власти (структурное подразделение федерального органа исполнительной власти), уполномоченный на осуществление федерального государственного энергетического надзора (далее – уполномоченный орган), расследует причины аварийных ситуаций, которые привели:
а) к прекращению теплоснабжения потребителей в отопительный период на срок более 24 часов;
б) к разрушению или повреждению оборудования объектов, которое привело к выходу из строя источников тепловой энергии или тепловых сетей на срок 3 суток и более;
в) к разрушению или повреждению сооружений, в которых находятся объекты, которое привело к прекращению теплоснабжения потребителей.
4. Расследование причин аварийных ситуаций, не повлекших последствия, предусмотренные пунктом 3 настоящих Правил, но вызвавшие перерыв теплоснабжения потребителей на срок более 6 часов или приведшие к снижению температуры теплоносителя в подающем трубопроводе тепловой сети в отопительный период на 30 процентов и более по сравнению с температурным графиком системы теплоснабжения, осуществляется собственником или иным законным владельцем объекта, на котором произошла аварийная ситуация.
5. При возникновении аварийной ситуации собственник или иной законный владелец объекта, на котором произошла аварийная ситуация, обязан:
а) передать оперативную информацию о возникновении аварийной ситуации (далее – оперативная информация) в уполномоченный орган и органы местного самоуправления;
б) принять меры по защите жизни и здоровья людей, окружающей среды, а также собственности третьих лиц от воздействия негативных последствий аварийной ситуации;
в) принять меры по сохранению сложившейся обстановки на месте аварийной ситуации до начала расследования ее причин, за исключением случаев, когда необходимо вести работы по ликвидации аварийной ситуации и сохранению жизни и здоровья людей, а в случае невозможности сохранения обстановки на месте аварийной ситуации обеспечить ее документирование (фотографирование, видео- и аудиозапись и др.) к началу проведения работ по локализации и ликвидации аварийной ситуации и сохранность указанных материалов;
г) осуществить мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварийной ситуации на объекте, на котором произошла аварийная ситуация;
д) содействовать уполномоченному органу при расследовании причин аварийной ситуации, повлекшей последствия, предусмотренные пунктом 3 настоящих Правил;
е) организовать расследование причин аварийной ситуации, повлекшей последствия, указанные в пункте 4 настоящих Правил;
ж) принять меры по устранению и профилактике причин, способствовавших возникновению аварийной ситуации, указанных в акте о расследовании причин аварийной ситуации.
6. Собственник или иной законный владелец объекта, на котором произошла аварийная ситуация, повлекшая последствия, предусмотренные пунктом 3 настоящих Правил, осуществляет передачу оперативной информации в уполномоченный орган в течение 2 часов с момента выявления аварийной ситуации, а при аварийной ситуации, повлекшей последствия, предусмотренные пунктом 4 настоящих Правил, – в течение 8 часов с момента возникновения аварийной ситуации.
7. Передача оперативной информации осуществляется посредством факсимильной связи и (или) по электронной почте либо (при отсутствии такой возможности) устно по телефону с последующим направлением оперативной информации в письменной форме.
8. Оперативная информация содержит:
а) наименование собственника или иного законного владельца, на объекте которого произошла аварийная ситуация;
б) наименование и место расположения объекта, на котором произошла аварийная ситуация;
в) дату и местное время возникновения аварийной ситуации (в формате “ДД.ММ.ГГ в ЧЧ:ММ”);
г) обстоятельства, при которых произошла аварийная ситуация, в том числе схемные, режимные и погодные условия;
д) наименование отключившегося оборудования объекта, на котором произошла аварийная ситуация;
е) основные технические параметры оборудования (тепловая мощность, паропроизводительность объекта, на котором произошла аварийная ситуация);
ж) сведения о не включенном после аварийной ситуации (вывод в ремонт, демонтаж) оборудовании объекта, на котором произошла аварийная ситуация;
з) причину отключения, повреждения и (или) перегрузки оборудования объекта, на котором произошла аварийная ситуация (при наличии такой информации);
и) сведения об объеме полного и (или) частичного ограничения теплоснабжения с указанием категории потребителей, количества граждан-потребителей (населенных пунктов), состава отключенного от теплоснабжения оборудования;
к) хронологию (при наличии информации) ликвидации аварийной ситуации с указанием даты и местного времени (в формате “ДД.ММ.ГГ в ЧЧ:ММ”), в том числе включения оборудования, отключившегося в ходе аварийной ситуации, и восстановления теплоснабжения потребителей;
л) информацию о наступивших последствиях в связи с возникновением аварийной ситуации.
9. В случае если в момент возникновения аварийной ситуации возникли последствия, предусмотренные пунктом 3 настоящих Правил, решение о расследовании причин аварийной ситуации принимается уполномоченным органом не позднее 24 часов с момента получения оперативной информации.
В случае если в момент возникновения аварийной ситуации невозможно определить, приведет ли аварийная ситуация к последствиям, предусмотренным пунктом 3 настоящих Правил, решение о расследовании причин аварийной ситуации принимается собственником или иным законным владельцем объекта, на котором произошла аварийная ситуация, не позднее 24 часов с момента возникновения аварийной ситуации.
В случае если в процессе развития аварийной ситуации возникли последствия, предусмотренные пунктом 3 настоящих Правил, собственник или иной законный владелец объекта, на котором произошла аварийная ситуация, направляет в течение 8 часов с момента наступления указанных последствий в уполномоченный орган и органы местного самоуправления уведомление о возникновении последствий аварийной ситуации (далее – уведомление о возникновении последствий) для принятия решения о расследовании причин аварийной ситуации.
Решение о расследовании причин аварийной ситуации принимается не позднее 24 часов с момента получения от собственника или иного законного владельца объекта, на котором произошла аварийная ситуация, уведомления о возникновении последствий, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил. Содержание уведомления о возникновении последствий, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил, а также порядок и способ передачи уведомления о возникновении последствий аналогичны содержанию, порядку и способу передачи оперативной информации, предусмотренных пунктами 7 и 8 настоящих Правил.
Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации А.Ю. Попова, проанализировав санитарно-эпидемиологическую обстановку в стране и за рубежом, отмечаю наличие рисков, способных повлиять на санитарно-эпидемиологическую ситуацию в Российской Федерации.
В последние годы регистрируются новые инфекционные болезни, вызванные опасными патогенами (ближневосточный респираторный синдром, вызванный новым коронавирусом, грипп, вызванный высокопатогенными вирусами (AH5N1, AH7N9), расширяется и изменяется ареал ряда природно-очаговых инфекций (лихорадки Западного Нила, Крымской геморрагической лихорадки, инфекций, передающихся клещами, чумы). В мире регистрируются крупные очаги опасных инфекций, представляющие угрозу для всего мира (лихорадка Эбола в Западной Африке в 2014-2015 гг., холера в Северной Африке, на Ближнем Востоке, в странах Карибского бассейна, лихорадка денге в Юго-Восточной Азии и другие).
В течение последних лет Роспотребнадзор актуализировал ряд нормативных и методических документов по обеспечению санитарно-эпидемиологического надзора, в том числе в отношении болезней, общих для человека и животных, некоторых новых групп инфекционных болезней (внебольничные пневмонии), что оптимизировало подходы к оценке и прогнозированию санитарно-эпидемиологической ситуации.
С целью принятия неотложных мер по ликвидации эпидемических очагов и недопущению распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, оперативного информирования и своевременной организации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при ликвидации чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, руководствуясь Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2002, № 1 (ч. I), ст. 2; 2003, № 2, ст. 167, № 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10, № 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, № 1 (ч. I), ст. 21, ст. 29, № 27, ст. 3213, № 46, ст. 5554, № 49, ст. 6070; 2008, № 24, ст. 2801, № 29 (ч. I), ст. 3418, № 30 (ч. II), ст. 3616, № 44, ст. 4984, № 51 (ч. I), ст. 6223; 2009, № 1, ст. 17, 2010, № 40, ст. 4969; 2011, № 1, ст. 6; № 30, ст. 4590, 4596; 2012, № 26, ст. 3446; 2013, № 30, ст. 4079; № 48, ст. 6165; 2014, № 26 (ч I), ст. 3366, ст. 3377; 2015, № 1 (ч. I), ст. 11; № 27, ст. 3951; № 29 (ч. I), ст. 4339; № 29 (ч. I), ст. 4359), в соответствии с пунктами 5.4, 5.5, 5.6, 5.8 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 322 «Об утверждения положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (Собрание законодательства Российской Федерации, 12.07.2004, № 28, ст. 2899; 29.05.2006, № 22, ст. 2337; 25.12.2006, № 52 (3 ч.), ст. 5587; 06.10.2008, № 40, ст. 4548; 17.11.2008, № 46, ст. 5337; 27.07.2009, № 30, ст. 3823; 17.08.2009, № 33, ст. 4081; 01.03.2010, № 9, ст. 960; 28.06.2010, № 26, ст. 3350; 04.04.2011, № 14, ст. 1935; 24.10.2011, № 43, ст. 6079; 31.10.2011, № 44, ст. 6272; 02.07.2012, № 27, ст. 3729; 04.02.2013, № 5, ст. 405; 03.06.2013, № 22, ст. 2812; 11.11.2013, № 45, ст. 5822; № 2, 12.01.2015, ст. 491; 03.08.2015, № 31, ст. 4680), пунктом 13 постановления Правительства Российской Федерации от 16 мая 2005 года № 303 «О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 23.05.2005, № 21, ст. 2023 27.03.2006, № 13, ст. 1409; 24.03.2008, № 12, ст. 1130; 09.06.2008, № 23, ст. 2713; 16.06.2008, № 24, ст. 2867; 15.12.2008, № 50, ст. 5946; 09.02.2009, № 6, ст. 738; 09.03.2009, № 10, ст. 1224; 04.05.2009, № 18 (2 ч.), ст. 2248; 20.09.2010, № 38, ст. 4825; 20.09.2010, № 38, ст. 4835; 14.02.2011, № 7, ст. 981; 21.11.2011, № 47, ст. 6662; 10.09.2012, № 37, ст. 5002; 12.11.2012, № 46, ст. 6339; 17.06.2013, № 24, ст. 2999; 17.06.2013, № 24, ст. 3000; 12.08.2013, № 32, ст. 4311), положениями Международных медико-санитарных правил (2005 г.), принятых на 58 сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения (Женева, 2005 г.), постановляю:
1.1. Порядок представления внеочередных донесений о возникновении чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера (Приложение № 1).
1.2. Перечень инфекционных, паразитарных болезней, поствакцинальных осложнений и необычных реакций после применения иммунобиологических лекарственных препаратов, внеочередные донесения о которых представляются в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Приложение № 2).
1.3. Перечень пищевых отравлений, в том числе острых групповых профессиональных отравлений людей, фактов приостановления (запрещения) реализации пищевых продуктов, продовольственного сырья, недоброкачественных товаров народного потребления, загрязнений окружающей среды, внеочередные донесения о которых представляются в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Приложение № 3).
2. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья обеспечить своевременное информирование территориальных органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о регистрации случаев инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в соответствии с указанными перечнями.
3. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации обеспечить:
3.1. Оперативное реагирование на чрезвычайные ситуации санитарно-эпидемиологического характера, проведение специальных санитарно-эпидемиологических расследований по установлению причин и выявлению условий возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).
3.2. Организацию взаимодействия с заинтересованными ведомствами и проведение адекватных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
3.3. Своевременное представление внеочередных донесений о чрезвычайных ситуациях санитарно-эпидемиологического характера в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
4. Признать утратившим силу постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 11 «О предоставлении внеочередных донесений о чрезвычайных ситуациях в области общественного здравоохранения санитарно-эпидемиологического характера», зарегистрированного в Минюсте России 10 апреля 2009 года, регистрационный № 13745.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 марта 2016 г.
- Порядок представления внеочередных донесений о возникновении чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера(утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 февраля 2016 г. № 11)
- Переченьинфекционных, паразитарных болезней, поствакцинальных осложнений и необычных реакций после применения иммунобиологических лекарственных препаратов, внеочередные донесения о которых представляются в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека(утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 февраля 2016 г. № 11)
- Перечень пищевых отравлений, в том числе острых групповых профессиональных отравлений людей, фактов приостановления (запрещения) реализации пищевых продуктов, продовольственного сырья, недоброкачественных товаров народного потребления, загрязнений окружающей среды, внеочередные донесения о которых представляются в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека(утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 февраля 2016 г. № 11)
- С изменениями и дополнениями от
- Информация об изменениях
Порядок представления внеочередных донесений о возникновении чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера(утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 февраля 2016 г. № 11)
1. Настоящий Порядок регулирует вопросы представления внеочередных донесений о возникновении чрезвычайных ситуаций санитарно- эпидемиологического характера (далее по тексту – чрезвычайные ситуации) в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
2. Представление внеочередных донесений о возникновении чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с Перечнем инфекционных, паразитарных болезней, поствакцинальных осложнений и необычных реакций после применения медицинских иммунобиологических препаратов (Приложение № 2) и Перечнем пищевых отравлений, фактов приостановления (запрещения) реализации пищевых продуктов, продовольственного сырья, недоброкачественных товаров народного потребления, острых групповых профессиональных отравлений людей, загрязнений окружающей среды (Приложение № 3).
3. Медицинские работники медицинских, образовательных, оздоровительных и других организаций, индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность при выявлении больных (подозрительных) инфекционными (паразитарными) заболеваниями обязаны в течение 2-х часов сообщить по телефону, а затем в течение 12-ти часов в письменной форме (или по каналам электронной связи) представить экстренное извещение о регистрации случая инфекционной (паразитарной) болезни в территориальный орган Роспотребнадзора, уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, по месту выявления больного.
4. В случае подозрения на ситуации, определенные в Приложениях № 2 и № 3, территориальный орган Роспотребнадзора немедленно информирует Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и направляет внеочередное донесение о возникновении чрезвычайной ситуации в срок не позднее 12 часов после установления факта чрезвычайной ситуации.
5. Регистрация чрезвычайной ситуации и организация оперативного реагирования со стороны территориальных органов Роспотребнадзора по осуществляется по предварительным диагнозам и уточняется при получении результатов лабораторных исследований и установлении окончательного диагноза.
6. Территориальный орган Роспотребнадзора в ежедневном режиме в виде внеочередных донесений информирует Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о ходе эпидемиологического расследования и проводимых мероприятиях по ликвидации чрезвычайной ситуации санитарно-эпидемиологического характера.
7. Эпидемиологические расследования всех эпидемических очагов, подлежащих регистрации в установленном порядке, завершаются подготовкой «Акта эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи» (утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21.10.2010 № 133, зарегистрированным в Минюсте России 25.11.2011, регистрационный № 19040) не позднее, чем через 10 дней после ликвидации чрезвычайной ситуации.
8. По окончании эпидемиологического расследования ситуаций, определенных Приложением № 2, «Акт эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи» направляется территориальным органом Роспотребнадзора в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека почтой не позднее, чем через 10 дней после ликвидации чрезвычайной ситуации.
Переченьинфекционных, паразитарных болезней, поствакцинальных осложнений и необычных реакций после применения иммунобиологических лекарственных препаратов, внеочередные донесения о которых представляются в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека(утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 февраля 2016 г. № 11)
* Информация о поствакцинальных осложнениях направляется также медицинскими организациями в органы, осуществляющие федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения (в соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» («Собрание законодательства Российской Федерации», 19.04.2010, № 16, ст. 1815).
Перечень пищевых отравлений, в том числе острых групповых профессиональных отравлений людей, фактов приостановления (запрещения) реализации пищевых продуктов, продовольственного сырья, недоброкачественных товаров народного потребления, загрязнений окружающей среды, внеочередные донесения о которых представляются в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека(утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 февраля 2016 г. № 11)
* донесения по ситуациям одновременно направляются в ФБУН «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт радиационной гигиены имени профессора П.В. Рамзаева» Роспотребнадзора.
Определен новый порядок представления внеочередных донесений о чрезвычайных ситуациях санитарно-эпидемиологического характера.
Цель указанных донесений – принятие неотложных мер по ликвидации эпидемий, недопущение распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, оперативное информирование и своевременная организация санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В регионах сведения представляют территориальные органы и учреждения, осуществляющие госсанэпиднадзор. Они регистрируют случаи массовых заболеваний (отравлений) в соответствии с установленными перечнями.
Медработники всех организаций при выявлении больных (подозрительных) инфекционными (паразитарными) заболеваниями в течение 2-х часов должны сообщать об этом по телефону. Затем в течение 12-ти часов в письменной форме (или по каналам электронной связи) извещать о регистрации случая болезни в уполномоченный территориальный орган по месту выявления больного (ранее не предусматривалось).
Управление Роспотребнадзора по субъекту Федерации немедленно (ранее – не позднее 2 часов) информирует Службу и направляет внеочередное донесение не позднее 12 часов.
Кроме того, теперь управление в ежедневном режиме в виде внеочередных донесений должно информировать Службу о ходе эпидемиологического расследования и проводимых мероприятиях.
По окончании расследования в Службу почтой должен направляться акт (не позднее 10 дней после ликвидации чрезвычайной ситуации).
Приведены перечни инфекционных, паразитарных болезней и пищевых отравлений.
Прежнее постановление по указанному вопросу утратило силу.
Приказ Министерства здравоохранения РФ и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10 октября 2013 г. N 726н/740″Об оптимизации системы информирования о случаях инфекционных и паразитарных болезней”
С изменениями и дополнениями от
10 ноября 2016 г.
В целях оптимизации системы информирования о случаях инфекционных и паразитарных болезней, принятия своевременных мер по предотвращению распространения инфекций приказываем:
1. Обеспечить обмен информацией об инфекционных и паразитарных болезнях по оперативным данным.
2. Подготовить документы Министерства здравоохранения Российской Федерации по вопросам совершенствования системы учета инфекционных и паразитарных болезней и по утверждению форм статистического учета и отчетности инфекционных и паразитарных болезней в срок до апреля 2014 года.
3. Рекомендовать руководителям органов исполнительной власти в области охраны здоровья граждан субъектов Российской Федерации:
3.1. Организовать передачу информации о случаях подозрения на инфекционные и паразитарные болезни, при установлении диагноза инфекционных и паразитарных болезней, об изменении диагноза инфекционных и паразитарных болезней медицинскими работниками медицинских организаций независимо от их организационно-правовой формы в управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации и организации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: по телефону – в течение 2 часов, в письменной форме (экстренное извещение) – в течение 12 часов после установления предварительного диагноза.
3.2. Обеспечить передачу в Министерство здравоохранения Российской Федерации сообщений о случаях подозрения на инфекционные и паразитарные болезни, при установлении диагноза инфекционных и паразитарных болезней, об изменении диагноза инфекционных и паразитарных болезней в соответствии с перечнем инфекционных и паразитарных болезней, приведенном в приложении к настоящему приказу, по телефону – в течение 1 часа, в письменной форме – в течение 10 часов после установления предварительного диагноза.
3.3. Обеспечить полноту сбора эпидемиологического анамнеза, проведение первичных противоэпидемических мероприятий в случаях подозрения на инфекционные и паразитарные болезни и внесение данных в экстренное извещение установленной формы.
3.4. Принять меры по внедрению современных методов лабораторной диагностики в медицинских организациях.
3.5. Обеспечить персональную ответственность должностных лиц медицинских организаций при проведении противоэпидемических мероприятий: медицинского осмотра и медицинского наблюдения за лицами, подвергшимися риску заражения, при назначении и соблюдении схем постэкспозиционной (экстренной) профилактики, по соблюдению правил выписки инфекционных больных из стационара и проведению диспансерного наблюдения.
3.6. Обеспечить соблюдение противоэпидемического режима в медицинских организациях.
3.7. При выставлении окончательных диагнозов больным из очагов инфекционных и паразитарных болезней использовать практику врачебных консилиумов с участием специалистов, осуществляющих эпидемиологический надзор.
3.8. Совместно с руководителями управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации организовать систематическое обучение специалистов медицинских организаций по вопросам клиники и диагностики инфекционных и паразитарных болезней, порядка проведения медицинского осмотра и наблюдения в эпидемических очагах, правил выписки больных из стационаров.
Информация об изменениях
Приказом Минздрава России и Роспотребнадзора от 10 ноября 2016 г. N 857н/1147 пункт 3 дополнен подпунктом 3.9
3.9. Обеспечить в течение 24 часов представление в Министерство здравоохранения Российской Федерации предварительной информации о потребности в иммунобиологических и иных лекарственных препаратах для локализации (ликвидации) очага инфекционных и паразитарных болезней, уточненной информации – в течение 72 часов.
Приказом Минздрава России и Роспотребнадзора от 10 ноября 2016 г. N 857н/1147 приказ дополнен пунктом 4
4. При получении информации о случаях инфекционных и паразитарных болезней в соответствии с подпунктами 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.8, 1.12, 1.13 и пунктом 3 перечня инфекционных и паразитарных болезней, приведенным в приложении к настоящему приказу, Министерство здравоохранения Российской Федерации обеспечивает информирование Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по телефону – приемную руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в течение 2 часов после получения указанной информации, в дальнейшем – в ежедневном режиме информацию:
о динамике числа обратившихся за медицинской помощью с предполагаемым диагнозом инфекционных и паразитарных болезней по подпунктам 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.8, 1.12, 1.13 и пункта 3 перечня инфекционных и паразитарных болезней, приведенным в приложении к настоящему приказу;
об организации профилактических мероприятий (включая иммунизацию и иную специфическую профилактику).
Приказом Минздрава России и Роспотребнадзора от 10 ноября 2016 г. N 857н/1147 нумерация пункта изменена
5. Руководителям управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации, железнодорожному транспорту:
5.1. При получении информации о случаях подозрения на инфекционные и паразитарные болезни организовывать проведение эпидемиологического расследования и комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
5.2. В соответствии с установленным порядком информировать Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о чрезвычайных ситуациях санитарно-эпидемиологического характера.
5.3. В рамках эпидемиологического расследования обеспечить взаимодействие с заинтересованными органами государственной власти.
5.4. Взять на контроль санитарное состояние медицинских организаций, оказывающих помощь больным инфекционными и паразитарными болезнями.
5.5. Принять участие в плановой подготовке специалистов медицинских организаций по вопросам проведения медицинского наблюдения, постэкспозиционной (экстренной) профилактики в эпидемических очагах, правил выписки инфекционных больных из стационаров, организации диспансерного наблюдения.
5.6. Обеспечить участие специалистов, осуществляющих эпидемиологический надзор, во врачебных консилиумах по установлению окончательных диагнозов в эпидемических очагах.
5. Рекомендовать главным врачам федеральных бюджетных учреждений здравоохранения – центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации, на железнодорожном транспорте:
5.1. Обеспечить своевременное предоставление информации о случаях подозрения на инфекционные и паразитарные болезни, при установлении диагноза инфекционных и паразитарных болезней, об изменении диагноза инфекционных и паразитарных болезней в управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации.
5.2. Организовать прием информации по телефонной связи о случаях подозрения на инфекционные и паразитарные болезни с определением ответственных лиц в круглосуточном режиме.
5.3. Обеспечить деятельность лабораторий по своевременной индикации инфекционных и паразитарных болезней при формировании эпидемических очагов в соответствии с нормативными правовыми актами.
5.4. Своевременно принимать меры по дооснащению лабораторий современным оборудованием и внедрением новых методов исследования с целью повышения качества работы в эпидемическом очаге.
Приказом Минздрава России и Роспотребнадзора от 10 ноября 2016 г. N 857н/1147 приказ дополнен пунктом 6
6. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обеспечивает информирование Министерства здравоохранения Российской Федерации:
6.1. При получении информации о случаях инфекционных и паразитарных болезней в соответствии с подпунктами 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.8, 1.12, 1.13 и пунктом 3 перечня инфекционных и паразитарных болезней, приведенным в приложении к настоящему приказу, по телефону – приемную Министра здравоохранения Российской Федерации в течение 2 часов после получения указанной информации, в дальнейшем – в ежедневном режиме информацию о результатах лабораторных исследований по выявлению возбудителей инфекционного заболевания в исследуемых биологических средах человека по завершении исследований.
6.2. По окончании эпидемиологического расследования случаев инфекционных и паразитарных болезней, указанных в подпункте 6.1, не позднее чем через 10 дней после завершения эпидемиологического расследования о результатах проведения эпидемиологического расследования.
Приказом Минздрава России и Роспотребнадзора от 10 ноября 2016 г. N 857н/1147 приказ дополнен пунктом 7
7. Министерству здравоохранения Российской Федерации и Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обеспечить информирование Правительства Российской Федерации в течение 2 часов после получения информации о случаях инфекционных и паразитарных болезней в соответствии с подпунктами 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.8, 1.12, 1.13. и пунктом 3 перечня инфекционных и паразитарных болезней, приведенным в приложении к настоящему приказу, в дальнейшем – в ежедневном режиме до локализации очага инфекционного и паразитарного заболевания.
8. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека И.В. Брагину и на заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации И.Н. Каграманяна.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 декабря 2013 г.Регистрационный N 30675
Перечислены меры оптимизации системы информирования о случаях инфекционных и паразитарных болезней.
Предполагается наладить обмен сведениями по оперативным данным. До апреля 2014 г. необходимо подготовить документы Минздрава России по вопросам совершенствования системы учета болезней и по утверждению статформ.
Дан ряд рекомендаций региональным органам исполнительной власти в области охраны здоровья граждан. Так, следует организовать передачу в управления и учреждения Роспотребнадзора информации о подозрениях на инфекционные и паразитарные болезни, об установлении и изменении диагноза. По телефону сведения нужно сообщить в течение 2 часов, письменно – в течение 12 часов. До Минздрава России данные доводятся, если выявлено определенное количество случаев (указано в приложении по каждому виду заболевания). Рекомендуется принять меры по внедрению современных методов лабораторной диагностики в медорганизациях. Следует обеспечить персональную ответственность должностных лиц последних при проведении противоэпидемических мероприятий.
При выставлении окончательных диагнозов больным из очагов инфекционных и паразитарных болезней необходимо использовать практику врачебных консилиумов с участием специалистов, занимающихся эпидемиологическим надзором.
Приказ Министерства здравоохранения РФ и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10 октября 2013 г. N 726н/740 “Об оптимизации системы информирования о случаях инфекционных и паразитарных болезней”
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в “Российской газете” от 27 декабря 2013 г. N 294
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Минздрава России и Роспотребнадзора от 10 ноября 2016 г. N 857н/1147
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа