Одной из главных статей затрат Оператора связи (далее – “Оператор”) являются расходы на использование объектов (инфраструктуры) под размещение его сети. При этом, согласно ст.6 ФЗ “О связи” строительство и эксплуатация сети связи осуществляется по договору с собственником.
Здесь под инфраструктурой для размещения сетей связи понимаются:
1) Объекты, специально созданные для размещения сетей связи (например, линейно-кабельное сооружение связи),
2) Сопряженные объекты – созданные для целей, не связанных с оказанием услуг связи, которые могут использоваться для размещения сетей электросвязи (здания, воздушные линии электропередачи (далее – “ЛЭП”), столбовые опоры ЛЭП, мосты, коллекторы туннели, полосы отвода, прочие дорожные и инженерные сооружения и технологические площадки).
Конкуренция – двигатель развития. ФЗ “О защите конкуренции” и подзаконные акты устанавливают рамки для реализации права Оператора, оказывая услуги связи, размещать сеть связи на равных условиях с другими Операторами (далее – “недискриминационный доступ”, или “НДД”).
В этих целях постановлением правительства №1284 от 29 ноября 2014 г. утверждены Правила недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи (далее – “Правила НДД”). При этом, согласно п. 2 Правил НДД под их регулирование подпадают только субъекты естественной монополии. При этом, важен факт нахождения компании в реестре естественных монополий (и не важно – в области связи (ПАО “Ростелеком”), или в других областях (например, организации топливно-энергетического комплекса), а также возможность размещать сети (линии) связи на инфраструктуре.
В силу п. 18 Правил НДД, владелец инфраструктуры при наличии технологической и экономической возможности не вправе отказать в предоставлении доступа к ней обратившемуся пользователю инфраструктуры. Доступ к инфраструктуре должен быть предоставлен любому пользователю инфраструктуры на основе недискриминационных условий. При этом, НДД может быть предоставлен на основе дифференцированных условий доступа, которые экономически и технологически обоснованы.
Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. N 618 утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 – 2020 годы (далее – “Национальный план”). Национальный план предусматривает обеспечение:
Выделю 4 основных проблемы в области НДД (при этом, для каждой проблемы своё “лекарство”):
Нарушение прозрачности, установленной правилами НДД:
По п. 7 Правил принципом НДД является “доступность информации об условиях доступа к инфраструктуре”. При этом,согласно п. 10 Правил НДД, в состав информации, подлежащей опубликованию владельцем инфраструктуры входят:
а) перечень специальных объектов инфраструктуры, к которым может быть предоставлен доступ;
б) порядок формирования тарифов за предоставление доступа к инфраструктуре, включая условия дифференциации тарифов;
в) информация о порядке и условиях выполнения запросов на предоставление информации о доступе к конкретным объектам инфраструктуры;
г) реестр заявлений о предоставлении доступа к инфраструктуре, который ведется владельцем инфраструктуры. Запись в реестр вносится не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем поступления заявления. В реестре фиксируются:
д) сведения о размере платы за предоставление информации, предусмотренной пунктом 13 настоящих Правил.
За отказ в регистрации заявлений, искажение сроков их регистрации и сроков регистрации сведений о планах владельца инфраструктуры, искажение регистрационных номеров заявлений и сведений предусмотрена административная ответственность.
Доступ к объектам:
А) Нежилой инфраструктуры
Зачастую, владельцы инфраструктуры, не желая допустить конкурента, отказывают в доступе. Например, владельцы инфраструктуры, одновременно либо сами являются Оператором (например, “Большая четвёрка”), либо контролируют (в т.ч. опосредованно) Оператора (например, застройщик, или владелец бизнес-центра создают “карманного” оператора).
Б) Жилых домов
Здесь главным является баланс между правом общей собственности (когда без решения собственников 2/3 от площади дома, размещение незаконно) и публичной услугой связи, в условиях информационного общества, фактически, являющейся коммунальной услугой. К сожалению, в последнее время судебная практика идет по пути недостаточности договора с отдельными собственниками как основания для размещения сети связи.
Общее имущество в многоквартирном доме согласно п.1 ст.290 ГК РФ принадлежит собственникам квартир в этом доме на праве общей долевой собственности. В частности, согласно пункта 3 ч.1 ст. 36 Жилищного кодекса России (далее – “ЖК РФ”) общим имуществом является механическое, электрическое, и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Согласно Постановлению Президиума Высшего арбитражного суда России № 10545/12 от 22.01.13: “кабельная канализация смонтирована при выполнении работ по телефонизации и интернетизации квартир, передаваемых в частную собственность другим лицам. Межэтажные трубы, необходимые для размещения сетей связи, став конструктивным элементом инженерного оборудования многоэтажного дома, утратили свойства самостоятельного объекта права собственности”. Поэтому оборудование внутри дома принадлежит жильцам- собственникам на праве общей собственности.
Экономически необоснованная цена доступа:
П.1 статьи 10. закона “О Защите конкуренции” установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, а именно: 3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованных.
Так, в соответствии с Правилами НДД владельцу инфраструктуры следует доказать экономическую обоснованность:
I) Затрат (например, для энергетических компаний – запрет двойного включения расходов на обслуживание ЛЭП и в стоимость электроэнергии, и в стоимость услуг по размещению сети)
В частности, в соответствие с п. 30 и 38 Правил НДД, в состав тарифа на доступ к инфраструктуре включаются затраты, на исполнение обязанностей:
а) по обеспечению соответствия объектов инфраструктуры требованиям к инфраструктуре;
б) по информированию пользователя инфраструктуры об аварийных ситуациях, ремонтных и профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств по договору;
в) по обеспечению на безвозмездной основе беспрепятственного доступа уполномоченного персонала пользователя инфраструктуры к указанной в договоре сети электросвязи,
II) Необходимой прибыли. В частности, уФАС установлено, что прибыль от услуг по размещению не может быть 200%.
Здесь есть различные схемы, в частности, владелец инфраструктуры, в т.ч. комитет по управлению гос./муниципальным имуществом (КУГИ, КУМИ) или энергетическая компания создают прокладку – лицо, которому (часто с нарушением конкурсных процедур) передана вся инфраструктура по низкой цене и с которой заключается договор.
ОрдерКом помогает Операторам снижать необоснованно высокую цену. В частности, сформирована практика в Крымском уФАС, Кемеровском уФАС.
При этом, одним из лекарств является проведение независимой экспертной оценки стоимости аренды инфраструктуры в регионе. Результаты экспертизы показывают, что, зачастую, цена завышена в разы. Расходы на техническое обслуживание опор ЛЭП задвоены : включены в стоимость электроэнергии и в стоимость услуг для Операторов связи.
Тарифы по размещению оборудования на опорных элементах контактной сети троллейбусов (из решения уФАС России по РК и г. Севастополь):
4) Демонтаж сети связи
Демонтаж размещенной сети связи возможен только по решению суда. При этом, зачастую инфраструктура не оформлена надлежащим образом в пользование энергетическим компаниям и иным субъектам. И это является основанием для отказа суда в демонтаже (например, дела раз, два и три).
Самовольный демонтаж сети связи незаконен, так как нарушает:
I) Системы жизнеобеспечения (ст. 215.2 УК РФ, штраф 150-500 тысяч руб., обязательные работы до 480 часов исправительные работы до 2 лет, или принудительные работы или лишение свободы до 3 лет.).
Новый договор на предоставление мест в кабельной канализации для размещения кабелей связи. Договор заключён не был. Впоследствии, работниками ПАО “Ростелеком” было произведено 22 факта физического повреждения кабелей связи Клиента.
В результате было возбуждено уголовное дело, которое с обвинительным заключением направлено в Тагилстроевский районный суд г. Н. Тагила (дело № 1-59/2019). Работники ПАО “Ростелеком” обвиняются ещё по двум составам преступления:
II) Правила охраны линий/сооружений связи (ст. 13.5 КоАП РФ, штраф 10-20 тыс. руб.). Дела рассматриваются в мировых судах по заявлениям территориальных управлений Росокомнадзора.
В частности, п. 40 Правил охраны линий и сооружений связи России (утверждены Постановлением Правительства РФ от 09.06.95 г. N 578), предусматривает предоставление Техническому персоналу Оператора связи право беспрепятственного прохода к сетям связи.
III) Право на получение прибыли от услуг связи. И здесь нарушитель несёт гражданскую ответственность за понесённые убытки, причиненные:
А) Разрушением линий связи (компенсируются расходы на их восстановление в том числе, если пришлось арендовать иную инфраструктуру на время восстановления разрушенной).
Б) Отсутствием у Абонентов возможности пользоваться услугами связи (в частности при доказанности незаконности демонтажа, взыскивается абонентская плата, умноженная на количество месяцев отсутствия услуг связи и количество абонентов. При этом следует прилагать претензии Абонентов услуг связи).
Так, к примеру, в рамках спора по делу, Оператор арендовал оптические волокна в линии связи. Данная линия связи была продана конкуренту Оператора, который впоследствии просто обрезал арендованные волокна и препятствовал обратному подключению к ним. В судебном порядке удалось добиться возмещения убытков, связанных с демонтажем линии связи, в том числе:
По другому делу Оператором взыскано с управляющей компании убытков в размере 1 476 141,52 руб., в том числе: реальный ущерб на сумму 69 841,52(стоимость оборудования на сумму 65 916,22руб. и стоимость ремонтных работ в размере 3 925,30руб.), упущенная выгода в размере 1.406.300 руб.
Раскрытие информации в соответствии с Постановлением правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 1284 «Об утверждении недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи».
Форма 1 «О раскрытии информации об объектах инфраструктуры, к которым может быть предоставлен доступ»
П. 10 пп.а, П. 10 пп. б
На основании решения технического совета ООО «Горсети» доступ для размещения сетей электросвязи на опорах линий электроснабжения 0,4, 6, 10 кВ ограничен.
П. 10 пп. В
О раскрытии информации о порядке и условиях выполнения запросов на предоставление информации о доступе к конкретным объектам инфраструктуры, а также о размере платы за предоставление информации
П.10 пп. Г
Постановлением Правительства РФ от 22.11.2022 N 2106 утверждены Правила недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи.
Недискриминационный доступ к инфраструктуре предусматривает обеспечение равных условий реализации прав пользователей инфраструктуры независимо от их организационно-правовой формы, правовых отношений с владельцем инфраструктуры. Недискриминационный доступ к инфраструктуре может допускать применение дифференцированных условий доступа, которые экономически и технологически обоснованы.
Владелец инфраструктуры обязан, в частности:
– раскрывать пользователям инфраструктуры информацию об условиях и порядке доступа к инфраструктуре;
– при наличии технологической и экономической возможности предоставить доступ к инфраструктуре обратившемуся пользователю инфраструктуры;
– вести реестр заявлений о предоставлении доступа к инфраструктуре, который подлежит опубликованию;
– в течение 30 рабочих дней со дня получения заявления и документов от пользователя инфраструктуры, обязан их рассмотреть и направить заявителю оферту на заключение договора или мотивированный отказ в предоставлении доступа к инфраструктуре.
Приводятся требования к договору о доступе к инфраструктуре, права и обязанности сторон.
Постановление вступает в силу с 1 марта 2023 года (за исключением отдельных положений). Правила действуют до 1 марта 2029 года.
ФАС России подготовлены разъяснения порядка применения Правил недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.11.2014 N 1284.
Отмечается, в том числе следующее:
– требования, закрепленные в Правилах, распространяются только на владельцев инфраструктуры, которые являются хозяйствующими субъектами – субъектами естественной монополии, то есть на хозяйствующих субъектов, занятых производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии;
– владелец инфраструктуры обязан раскрывать порядок формирования тарифов на своем официальном сайте и (или) в СМИ, а именно опубликовать ссылки на источники, в которых опубликованы документы владельца инфраструктуры, включая методические рекомендации, устанавливающие порядок формирования тарифов на предоставление доступа к инфраструктуре, то есть последовательность действий или процедур по установлению тарифов, включая состав затрат, учитываемых при формировании тарифа;
– тарифы на доступ к инфраструктуре устанавливаются владельцами инфраструктуры самостоятельно с возможностью дифференцировать их с учетом особенностей размещения сетей в зависимости от количества объектов инфраструктуры или их части, к которым предоставлен доступ, сроков их использования, а также технологических особенностей размещения сети электросвязи или ее отдельных элементов, в том числе условия о предоставлении владельцу инфраструктуры возможности использования сетей электросвязи пользователя инфраструктуры, размещенных на сопряженных объектах инфраструктуры, принадлежащих владельцу инфраструктуры (в частности, оптических волокон в построенной пользователем волоконно-оптической линии связи).
Полный текст документа смотрите в СПС КонсультантПлюс
Ссылки на документы доступны только пользователям КонсультантПлюс – клиентам компании «ЭЛКОД».
Дополнительную информацию по приобретению СПС КонсультантПлюс Вы можете получить
ЗДЕСЬ.