Информация об онлайн оплате заявок в личном кабинете потребителя.
Оплата и возврат
Потребитель может оплатить заявку на технологическое присоединение в личном кабинете потребителя.
Для выбора онлайн оплаты заявки с помощью банковской карты на странице заявок необходимо нажать ссылку .
Оплата происходит через ПАО СБЕРБАНК с использованием банковских карт следующих платёжных систем:
Для оплаты (ввода реквизитов Вашей карты) вы будете пернаправлены на платежный шлюз ПАО СБЕРБАНК. Соединение с платежным шлюзом и передача информации осуществляется в защищенном режиме с использованием протокола шифрования SSL. В случае если Ваш банк поддерживает технологию безопасного проведения интернет-платежей Verified By Visa, MasterCard SecureCode, MIR Accept, J-Secure, для проведения платежа также может потребоваться ввод специального пароля.
Настоящий сайт поддерживает 256-битное шифрование. Конфиденциальность сообщаемой персональной информации обеспечивается ПАО СБЕРБАНК. Введённая информация не будет предоставлена третьим лицам за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. Проведение платежей по банковским картам осуществляется в строгом соответствии с требованиями платёжных систем МИР, Visa Int., MasterCard Europe Sprl, JCB.
Возврат средств осуществляется после расторжения договора на технологическое присоединение. Денежные средства будут автоматически возвращены на банковскую карту, с которой производилась оплата. Срок зачисления денежных средств на Ваш банковский счет будет зависеть от условий банка, в котором он открыт.
Политика обработки персональных данных.
Изменения вступят в силу с июля нынешнего года. С этого момента в плату за присоединение можно включать половину затрат компаний, а с января 2023 года – все 100%. Параметры стоимости технического присоединения к электросетям для граждан и субъектов малого и среднего бизнеса сейчас определяются и принимаются правительством в подзаконных актах.
Изменения коснутся владельцев частных домов, а также мелких и средних предпринимателей. Пока плата за ТП с максимальной мощностью потребления до 15 кВт (такая мощность требуется для энергообеспечения дома до 150 квадратных метров) установлена в размере 550 рублей, а для объектов с мощностью до 150 кВт в стоимость ТП не включаются затраты сетевых компаний на сооружение электросетевой инфраструктуры.
Частично эти затраты компенсируются в тарифах на электроэнергию. Но часть затрат остается некомпенсированной, с 2009 года они составили в целом 54,7 млрд рублей, а в перспективе с учетом ограничения темпа роста тарифов на электроэнергию могут составлять до 10 млрд рублей ежегодно. При этом затраты сетевых компаний на присоединение льготных категорий за 2009-2019 годы составили 166 млрд рублей.
Возникает вопрос: насколько вырастет плата и не станет ли она неподъемной для некоторых групп населения? К примеру, сейчас дополнительные работы по техприсоединению в Москве и Подмосковье оцениваются недешево. Подведение провода до присоединяемого объекта расстоянием не более 25 метров – 17,6 тысячи рублей, монтаж вводно-распределительного устройства – 38,5 тысячи рублей, а монтаж устройства заземления – 39,5 тысячи рублей. По новому закону потребителям придется платить еще и экономически обоснованную цену за запрашиваемую мощность подключения и создание, если потребуется, инфраструктуры для подведения электричества к дому.
Пока рост стоимости для бытовых потребителей – до 5 тысяч рублей за кВт, поясняет замдиректора практики по работе с компаниями сектора энергетики и коммунального хозяйства КПМГ Сергей Роженко. Таким образом, стоимость присоединения нового дома (15 кВт) будет составлять 75 тысяч рублей.
Как отметил первый вице-президент “ОПОРЫ России” Павел Сигал, большая часть некрупных фермерских хозяйств и малых предприятий подпадает под категорию “до 150 кВт” и, соответственно, под действие закона.
В законе предусмотрено, что у правительства, как и раньше, есть полномочия вводить особый порядок оплаты ТП для заявителей с устройствами до 15 кВт. Предусмотрены льготы для ветеранов, инвалидов, малоимущих и многодетных семей. Также предполагается наличие льгот при подключении энергопринимающих устройств малого и среднего бизнеса. Для них при условии нахождения энергопринимающих устройств на расстоянии не больше 300 метров (для юридических лиц) и 500 метров (для индивидуальных предпринимателей) от сетевого хозяйства в оплату не включены затраты на строительство “последней мили”.
Инфографика “РГ”/ Александр Чистов/ Сергей Тихонов
При этом для исключения злоупотреблений льготами на присоединение к электрическим сетям возможно будет воспользоваться не чаще одного раза в три года.
По мнению Роженко, существует риск злоупотребления со стороны монополиста (сетей). Будет соблазн те же 75 тысяч рублей взыскать просто за переоформление документов – “бумажное ТП”. Например, когда подключение уже технически существует и просто переоформляется в связи со сменой собственника, разделением участков, присоединением микрогенерации или “дачной амнистией” – узакониванием де-факто существующих правоотношений. В таком случае введение платы будет способствовать только росту прибыли сетевых организаций.
При этом если сравнивать расценки за технологическое присоединение к электросетям в России и в других странах, то даже после изменений стоимость этих работ у нас будет значительно ниже, чем за границей. По данным Всемирного банка, за 2020 год средняя стоимость ТП в России составила 42,9 тыс. рублей, а, например, в Германии – 1,37 млн рублей. Ближе всего по расценкам к нашей стране находится Китай – 49,9 тыс. рублей.
Может ли заявитель до подачи заявки на технологическое присоединение примерно узнать, сколько же он должен будет заплатить?
И да, и нет.
В соответствии с действующим законодательством на сайте любой сетевой организации должен быть калькулятор расчета стоимости технологического присоединения.
В идеале заявитель может зайти на сайт сетевой организации, к которой он хочет подключиться (или увеличить максимальную мощность). Ввести данные о технологическом присоединении и получить ориентировочную плату за ТП.
Однако на практике калькуляторы встречаются далеко не у всех сетевых организаций, а где есть – не всегда работают правильно.
Вместе с тем, калькулятор нужен далеко не всем заявителям. Более 90% договоров технологического присоединения заключаются по заявителям с максимальной мощностью до 150 кВт. Плату за технологическое присоединение таких потребителей можно точно определить еще до подачи заявки.
- Плата в размере 550 рублей
- Плата “за бумагу” и учет
- Плата для крупных потребителей
- Как было раньше
- Как стало теперь
- Можно ли дешевле?
- Подключение юридических лиц до 150 кВт
- Что еще изменилось?
- До 1 июля 2022 года
- С 1 июля 2022 года
- С 1 июля 2024 года
- Вывод
- Сколько стоило подвести электричество раньше
- Сколько стоит подключение с 1 июля 2022 года и стоит ли торопиться
- Есть ли какие-либо льготы
- А если подавал заявку раньше
- Forbidden
- Потребление электроэнергии в РФ начало снижаться
- Можно оформить автономное подключение, минуя СНТ?
- Сроки подключения домов к электросетям сокращены
- Расширен перечень оснований для подключения к льготному тарифу
- Итоги
- Общие сведения об услуге
Плата в размере 550 рублей
Законодательством предусмотрено льготная плата за технологическое присоединение в размере 550 рублей для заявителей присоединяемые энергопринимающие устройства которого удовлетворяют следующим требованиям:
- максимальная мощность, не превышает 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств);
- третья категория надежности (по одному источнику электроснабжения);
- уровень напряжения до 20 кВ включительно;
- расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
В границах города или района заявитель может осуществить технологическое присоединение с платой за технологическое присоединение в размере 550 рублей, не более одного раза в течение 3 лет.
Для таких заявителей физический лиц разработан онлайн-курс «Технологическое присоединение физических лиц не более 15 кВт.». Курс – это «шпаргалка», позволяющая пройти от подачи заявки до завершения процедуры технологического присоединения и заключения договора с гарантирующим поставщиком и избежать типовых ошибок, которые могут значительно увеличить как сроки техприсоединения, так и затраты заявителя.
Плата “за бумагу” и учет
Если заявитель не соответствует хотя бы одному из вышеперечисленных требований, плата за технологическое присоединение определяется:
- по стандартизированным тарифным ставкам;
- ставкам за единицу максимальной мощности.
Заявитель вправе самостоятельно выбрать вид ставки платы за технологическое присоединение при выполнении следующих условий:
- уровень напряжения до 20 кВ включительно;
- расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации менее 10 км.;
- максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств составляет менее 670 кВт.
При этом, для заявителей, осуществляющих технологическое присоединение своих энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт., оплата осуществляется за подготовку и выдачу сетевой организацией технических условий заявителю, проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий, а также установку приборов учета электроэнергии, без оплаты сетевой организации технических мероприятий по техприсоединению.
Таким образом, для потребителей с максимальной мощностью не более 150 кВт. (как для юридических, так и для физических лиц) для расчета стоимости технологического присоединения целесообразно выполнить следующие действия:
- Найти тарифные решения по плате за технологическое присоединение.
- Найти в тарифном решении стандартизированную тарифную ставку С1, а также соответствующую схеме подключения ставку С8.
- Найти в тарифном решении ставку платы за единицу максимальной мощности С1maxN, а также соответствующую схеме подключения ставку С8maxN и умножить суммц двух ставок на величину подключаемой максимальной мощности.
- Выбрать меньшую стоимость из п. 2 и п. 3.
Выбор ставки платы осуществляется заявителем на стадии заключения договора об осуществлении технологического присоединения.
Если заявитель не выбрал вид ставки, сетевая организация вправе самостоятельно выбрать ставку и произвести расчет размера платы за технологическое присоединение.
При этом, форма заявки на технологическое присоединение утверждена законодательно и не предполагает, что потребитель может выбирать вид ставки.
Также утверждена законодательно формы типовых договоров на осуществление технологического присоединяя, где сетевая организация должна указать одну величину размера платы за техприсоединение.
То есть, заявитель, конечно, может подать заявку, и где-нибудь в сопроводительном письме указать расчет по каким ставкам он выбирает.
Но для этого:
- заявитель должен быть осведомлен, что есть два вида ставок;
- он должен иметь нужные знания и навыки для расчета платы за технологическое присоединение по каждому виду ставок.
Очень сомневаюсь, что большой процент заявителей знают первое, а тем более смогут рассчитать второе.
Кроме того, порой сетевые «очень творчески» подходят к расчету стоимости технологического присоединения. На практике попадались случаи, когда сетевая организация включала «лишние ставки». Например, при увеличении максимальной мощности закладывала в плату за техприсоединение затраты на прибор учета, хотя он уже стоял у потребителя и не нуждался в замене.
Или же, бывает, сетевые организации просто придумывают затраты, которые никак не описаны в тарифных решениях.
Таким образом, проще проверить размер платы за технологическое присоединение, указанный в договоре сетевой организацией, чем рассчитывать его заранее.
Но у заявителя есть по закону есть всего 10 рабочих дней после получения договора, а для льготных категорий заявителей всего 5 рабочих дней, чтобы подписать проект договора или направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора.
Иначе заявка на технологическое присоединение будет аннулирована сетевой организацией.
Плата для крупных потребителей
Если максимальная мощность заявителя составляет более 150 кВт. определить плату за технологическое присоединение без сетевой организации уже не получится, так как заявитель не может знать какие технические мероприятия необходимы, чтобы его подключить.
При этом, для заявителей с максимальной мощностью до 670 кВт, подключающихся на уровне напряжения 20 кВ. также может быть выбрано определение платы за технологическое присоединение по стандартизированным тарифным ставкам или по ставкам за единицу максимальной мощности.
Логика действий для таких заявителей аналогична описанной в предыдущем пункте.
Только расчет более трудоемок, так как может применяться не только ставки «за бумагу» и ставки за учет, то есть ставки С1 и С8, но и ставки по мероприятиям «последней мили», а это ставки С2-С7.
Плата за технологическое присоединение по индивидуальному проекту рассчитывается, если у сетевой организации отсутствует техническая возможность осуществления технологического присоединения, и устанавливается отдельным решением регулирующего органа (РЭК региона, если подключение по распределительным сетям, ФАС России, если по сетям ЕНЭС) на основании выданных сетевой организацией технических условий.
С 1 июля 2022 года вступили в силу Постановление правительства РФ от 30.06.2022 №1178 и Закон от 16.02.2022 № 12-ФЗ, которые позволили включать в состав платы за технологическое присоединение инвестиции на покрытие расходов по развитию существующей инфраструктуры электрических сетей.
За такой витиеватой формулировкой кроется существенное увеличение оплачиваемых заявителем затрат на технологическое присоединение. Разбираемся почему.
Как было раньше
С 1 января 2011 года включать в плату за технологическое присоединение затраты сетевой организации по развитию существующих электрических сетей было запрещено. По закону сетевая организация могла получить с подключающегося потребителя денежные средства только за строительство электросетевых объектов от уже существующих электрических сетей до энергопринимающих устройств заявителя (то есть вновь подключающегося потребителя электроэнергии).
Все развитие ранее построенных электрических сетей было возможно только из тарифных источников. Иными словами за модернизацию электросетевого комплекса платили все потребители в рамках тарифов за услуги по передаче электрической энергии, а не конкретный заявитель в процессе его технологического присоединения. Заявитель же оплачивал только “последнюю милю”, то есть вновь создаваемые для его подключения электрические сети, и то далеко не всегда.
При подключении физических лиц до 15 кВт, а это свыше 90% всех подключений, все было просто – дом или участок подключали всего за 550 ₽. Конечно было условие, что от существующих линии электропередачи до границ участка должно быть расстояние по прямой меньше, чем 300 метров в черте города или меньше, чем 500 метров в сельской местности. Но этим условиям подходили практически все заявители.
С 1 июля 2020 года в эту стоимость помимо самого подключения, стала входить установка прибора учета электроэнергии, ведь с этой даты приборы учета постепенно начали переходить на баланс сетевых организаций. А в процессе технологического присоединения учет стали обеспечивать вместо заявителей сетевые организации. При этом стоимость в 550 рублей за техприсоединение пересмотрена не была.
Всё это привело к образованию существенных выпадающих доходов сетевых организаций, которые нужно было компенсировать. С учетом же жесткого контроля за ростом тарифов на услуги по передаче электрической энергии источников компенсации фактически не было.
Как стало теперь
С 1 июля стоимость технологического присоединения для физических лиц (населения) стала зависеть от подключаемой мощности. При этом минимальную стоимость за киловатт будут увеличивать постепенно:
- В 2022 году — 3000 ₽;
- с 1 июля 2023 года — 4000 ₽;
- с 1 июля 2024 года — 5000 ₽.
Это минимум, установленный законом. Конкретные же ставки устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Федерации в области государственного регулирования тарифов. При этом, максимальная стоимость киловатта не должна превышать 10 000 ₽, хотя при определенных условиях региональные регуляторы могут и превысить эти ограничения.
Таким образом, если абонент планирует подключить уже привычные всем 15 киловатт, это обойдется ему минимум 45 000 ₽, при условии, что он успеет сделать это до 1 июля 2023. Так что теперь каждый заявитель будет думать, а нужны ли ему именно 15 кВт., или хватит 8-10, а то и 5 кВт. чтобы заплатить за техприсоединение поменьше. Об этом не задумывались раньше, ведь до 15 кВт. была фиксированная цена, но теперь это, становится актуально.
Можно ли дешевле?
Некоторые граждане могут подключаться к сетям по льготному тарифу. На льготу могут рассчитывать:
- семьи, среднедушевой доход в которых ниже прожиточного минимума, установленного по региону;
- многодетные семьи;
- люди с инвалидностью;
- ветераны;
- ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС.
Для этих категорий граждан минимальная стоимость техприсоединения составит от 1000 ₽ за киловатт. Следует также учесть, что указанная стоимость не является окончательной и будет ежегодно индексироваться в соответствие с уровнем инфляции.
Кроме того, сетевая компания должна также рассчитать для всех, как для льготников, так и для иных физлиц, стоимость подключения по стандартизированным тарифным ставкам, которые также устанавливают региональные регуляторы. Если вдруг сумма по стандартизированным ставкам будет меньше, чем по новым тарифам, сетевая организация должна взять именно ее.
Подключение юридических лиц до 150 кВт
Для коммерческих объектов основная часть заявок на технологическое присоединения ранее подавалось с максимальной мощностью до 150 кВт. Здесь тоже есть изменения.
Раньше, заявитель оплачивал только “бумагу”, то есть оформление технологического присоединения, а также, с 1 июля 2020 года, стоимость прибора учёта. Мероприятия “последней мили”, то есть строительство электросетевых объектов от действующих сетей до самого заявителя оплачивать было не нужно. Эта была еще одна существенная статья выпадающих доходов сетевых организаций, которые необходимо было компенсировать.
С 1 июля 2022 года заявитель обязан оплачивать “мероприятия последней мили”. При этом, если до 31 декабря этого года заплатить нужно будет 50% от стоимости этих мероприятий, то с 1 января 2023 года заявитель оплачивает их полностью.
Впрочем, здесь есть важное уточнение. Если заявитель подключается третьей категории надежности на уровне напряжения 0.4 кВ (380В или 220В), то для него ничего не меняется – стоимость мероприятий последней мили по прежнему остаётся равна нулю. При этом границы, подключаемого участка должны находится от ЛЭП не более, чем в 200 метров, если речь идёт о черте города, или 300 метров, если это сельская местность.
Что еще изменилось?
1. Для основной массы потребителей, а именно физических лиц до 15 кВт. и юридических лиц до 150 кВт, подключающихся по уровню напряжения 0.4 кВ, акт о технологическом присоединении заменили на Уведомление об обеспечении сетевой организацией возможности присоединения к электрическим сетям.
Раньше по завершении процедуры технологического присоединения к электрическим сетям всем выдавали Акт о технологическом присоединении. Для вышеобозначенной категории потребителей этот акт со временем стал носить уведомительный характер. Таким образом, замена Акта на Уведомление в отношении этих категорий потребителей видится весьма логичной.
2. Сетевая организация обязана выполнить технологическое присоединение в отношении любого обратившегося к ней лица при условии соблюдения им Правил технологического присоединения.Ранее энергетики обязаны были выполнить техприсоединение при соблюдении правил технологического присоединения и технической возможности осуществления техприсоединения. Ведь раньше сетевые организации не могли брать с потребителей денежные средства на “расшивку” (модернизацию) существующих сетей, а сегодня могут. Так что даже если возможности подключения нет, можно за счет потребителей модернизировать сети и эта возможность появится. Если, конечно, потребитель готов будет за нее заплатить.
3. Физлицам до 150 кВт больше не требуется разрешение органа федерального государственного энергетического надзора. Ранее получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии не требовалось для физлиц до 15 кВт и юридических лиц до 150 кВт. Про “физиков” от 15 до 150 кВт, вероятно, не особо задумывались и они формально должны были указанное разрешения получать. При этом, что указанное разрешение актуально только для крупных производственных объектов, но никак не для коттеджей. С той поры многое изменилось и законодательство требовало обновления. Теперь этот досадный пробел, к облегчению многих, устранен, и физические лица, подключающиеся до 150 кВт, тоже попадают в исключения.
4. При подаче заявления на технологическое присоединение от юридических лиц, в обязательном порядке требуется указывать ИНН и ОГРН. Физических лиц изменения также не обошли стороной, им требуется указывать СНИЛС и номер мобильного телефона.
5. Уточнили от каких объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций нужно считать расстояние до границы участка.
Для заявителей, указывающих в заявке класс напряжения до 1000 В под наименьшим расстоянием понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка до ближайшего объекта электрической сети класса напряжения не более 20 кВ. Раньше было много споров, в том числе судебных, когда сетевая организация измеряла расстоянии только от указанного уровня напряжения. Сейчас же фактически расстояние измеряется от любого низковольтного оборудования сетевой организации.
6. Ввели рассрочку на оплату технологического присоединенияДля физических лиц, подключающихся до 15 кВт и юридических лиц до 150 кВт, теперь может применяться рассрочка на оплату технологического присоединения. С учетом того, что стоимость технологического присоединения с 1 июля выросла многократно, рассрочка выглядит неплохим шагом навстречу потребителю.
Но и здесь не без ложки дегтя. За предоставление рассрочки заявитель должен выплачивать проценты, которые начисляются на остаток задолженности и подлежат оплате одновременно с очередным платежом. Размер процентов (в процентах годовых) за каждый день рассрочки определяется в размере действовавшей на указанный день ключевой ставки ЦБ РФ, увеличенной на 4 процентных пункта. На аналогичных условиях предоставляется рассрочка для одновременного подключения энергопринимающих устройств и объектов микрогенерации как для юридических, так и для физических лиц. Так что, хоть в законодательстве и фигурирует понятие рассрочка, фактически это кредит.
7. Для некоторых категорий заявителей увеличили срок оплаты счета за технологическое присоединение. Раньше срок оплаты счета составлял для всех заявителей 5 рабочих дней со дня его выставления сетевой организацией, а если счет не оплачивался, то заявка на технологическое присоединение аннулировалась. Теперь для заявителей, которые осуществляют закупки с соблюдением требований ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” или ФЗ “О государственном оборонном заказе” этот срок составляет 15 рабочих дней. Это позволит избежать накладок, связанных с бюрократическими проволочками.
В общем, если не обращать внимание на стоимость технологического присоединения (хотя делать это практически невозможно), те изменения, что мы наблюдаем в новой редакции Правил технологического присоединения выглядят более ориентированными на заявителя. Они устраняют ряд лазеек в законодательстве, которыми могла воспользоваться недобросовестная сетевая организация, закрывают пробелы в определениях. Это, конечно, радует, но некоторые моменты, такие как процентная рассрочка и увеличение стоимости техприсоединения, не могут не омрачать общее впечатление.
С 01 июля 2022 года изменятся ставки платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.
01.07.2022 года вступили в силу Федеральный закон от 16.02.2022 № 12-ФЗ и постановление Правительства РФ от 30.06.2022 № 1178, положения которых знаменует постепенную отмену так называемого льготного технологического присоединения к электрическим сетям.
Так 1 июля стоимость технического присоединения жилых домов, гаражей, садовых домиков и иных объектов к электросетям резко вырастет. Потребители с энергопринимающими устройствами мощностью до 150 кВт начнут компенсировать 50% затрат сетевых компаний на присоединение к электричеству, а с 1 января 2023 года – все 100%.
01.07.2022 вырастет также стоимость присоединения от 3 до 10 тысяч рублей за 1 кВт. До 1 июля плата за ТП с максимальной мощностью потребления до 15 кВт (такая мощность требуется для энергообеспечения дома до 150 кв. м) была установлена в размере 550 рублей. Для объектов с мощностью до 150 кВт в стоимость присоединения не включались затраты сетевых компаний на сооружение электросетевой инфраструктуры (в среднем плата составляла 30-40 тысяч рублей). Таким образом, стоимость присоединения нового дома (15 кВт) может вырасти до 150 тысяч рублей, а фермерского хозяйства (150 кВт) – до 1,5 млн. руб. плюс плата за подведение сетевой инфраструктуры к дому.
При этом для льготной категории граждан (в том числе инвалиды I-III группы, многодетные семьи, участники и ветераны боевых действий, полный список граждан указанной категории смотри в п. 10 Постановления Правительства РФ от 30.06.2022 № 1178) стоимость техприсоединения составит 1000 руб. за 1 кВт., при условии что указанный потребитель в предшествующих три года не присоединялся в льготном порядке.
Конкретный размер ставок стоимости за технологическое присоединение за 1 кВт в ближайшее время будет утвержден органом регулирования Республики Хакасия.
До 1 июля 2022 года
Уже более 10 лет плата за технологическое присоединение максимальной мощностью до 15 кВт. включительно составляет 550 рублей. Помимо максимальной мощности учитываются несколько ограничений, но они столь незначительны, что можно с уверенностью сказать – подавляющее большинство новых подключений к внешней электрической сети выполняются как раз за 550 рублей.
Справедливо это или нет – можно подискутировать. Лично я считаю, что это неоправданно низкая цена, которая порождает злоупотребления со стороны заявителей (то есть людей, которым нужно подключить свои дома и другие объекты к внешней электрической сети, или, говоря просто, провести свет). Фактически сейчас одно льготное техприсоединение для сетевой организации обходится в десятки тысяч рублей и только менее одной тысячи из них компенсирует сам заявитель. Остальные деньги тоже возвращаются сетевой при оплате потребителями услуг по передаче электроэнергии, но значительно позже. Грубо говоря, только через два года после того, как сетевая организация выполнила технологическое присоединение, да и то не всегда в полном объеме.
Для «прочих потребителей» к которым относятся практически все юридические лица и индивидуальные предприниматели сейчас тоже есть льготы. Если техприсоединение осуществляется по одному вводу и максимальная мощность до 150 кВт. включительно, такой заявитель не оплачивает так называемые «мероприятия последней мили», то есть он платит только за оформление технологического присоединения и за счетчик. За «провода» сетевая с заявителя денег сейчас не берет. Такое техприсоединение стоит уже не 550 рублей, а дороже. Цена различается в зависимости от региона и устанавливаемых приборов учета, но в целом цена технологического присоединения основной части юрлиц и ИП составляет 15-30 тысяч рублей. Вполне подъемные деньги для бизнеса.
И наконец, потребители, которым нужна максимальная мощность более 150 кВт. (кстати везде мощность указана с учетом ранее присоединенной максимальной мощности), сегодня оплачивают оформление документов, установку счетчиков и мероприятия последней мили, то есть работы и материалы по подключение объектов заявителя к сетям сетевой организации. При этом законодательно запрещено взымать у таких заявителей плату за покрытие расходов, связанных с модернизацией существующей сетевой инфраструктуры. Было запрещено.
И вот после десятилетия социализма в отдельно взятой отрасли законодатели резко меняют правила игры. Принят Федеральный закон от 16.02.2022 №12-ФЗ «О внесении изменения в статью 23.2 Федерального закона «Об электроэнергетике». Как видно из названия он вносит изменения всего в одну статью федерального закона об электроэнергетике, но в части оплаты технологического присоединения он меняет всё.
С 1 июля 2022 года
Начну с того, что еще непонятно, что же именно будет с 1 июля, так как федеральный закон только устанавливает «общие правила игры», которые потом обретают конкретные формы в постановлениях правительства. Пока принят только ФЗ. В нем нет конкретных цифр. Но общий вектор изменений задан вполне четко.
«в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт в полном объеме включается инвестиционная составляющая на покрытие расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства – от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.»
Если переводить с русского законодательного – это означает, что все потребители: население, юридические лица и индивидуальные предприниматели теперь будут оплачивать не только счетчики и оформление процедуры технологического присоединения, но и «мероприятия последней мили», то есть работу специалистов сетевой организации и материалы по подключению своих объектов к сетям сетевой организации.
Естественно, ни о каких 15-30 тыс. для юридических лиц и тем более о 550 рублях для физлиц речи больше не идет.
Сколько же техприсоединение будет стоить с 1 июля 2022 года? Вопрос пока открытый. В ближайшее время будет издано соответствующее постановление правительства – из него и узнаем. Пока же в открытом доступе нет даже проекта этого постановления.
Для физлиц активно обсуждается две величины 5 000 рублей за техприсоединение или же 5 000 рублей за киловатт максимальной мощности, то есть 75 000 рублей за технологическое присоединение 15 кВт.
Лично мне кажется более реалистичным первый вариант, а второй (75 000 рублей) запущен, чтобы люди легче приняли практически десятикратное увеличение цены. Ведь после того, как ждешь, что цена вырастет до 75 000 рублей, утверждение 5 000 рублей воспринимается чуть ли как восстановление справедливости и уже забывается, что раньше было 550 рублей. Но, повторюсь, пока это просто догадки. Утвержденных цифр еще нет.
Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей до 150 кВт. увеличение стоимости техприсоединения даже не обсуждается, во всяком случае мне такие обсуждения не попадались. Сдается мне эти категории заявителей будут оплачивать все затраты сетевой организации исходя из своей схемы технологического присоединения, а не какую-то фиксированную величину как физлица.
Кроме того, в федеральном законе есть «поблажка»: с 1 июля по 31 декабря 2022 года, сетевые организации будут брать с потребителей только 50% мероприятий последней мили. Так что переход к новым ценам будет в два шага.
Еще одна поблажка: возможность региональными регуляторами включать в тарифы стоимость мероприятий “последней мили” меньше экономически обоснованной. Но только при условии, что сетевые организации будут получать из бюджета субъекта Российской Федерации недополученные денежные средства. Будет ли работать такой порядок? Сильно сомневаюсь. Может быть в одном-двух образцово показательных регионах. Не более.
С 1 июля 2024 года
Но самая «жесть» ждет крупных потребителей с максимальной мощностью более 150 кВт. При технологическом присоединении через два года такие заявители будут оплачивать не только мероприятия последней мили (затраты на которое при желании можно проверить). Но и расходы, связанные «с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети».
Такая формулировка открывает широчайшие возможности для злоупотреблений со стороны сетевых организаций.
Уже сегодня я видел, как в техусловиях на 150 кВт. включается необходимость реконструкции подстанции 220 кВ. Но сейчас заявитель за это не платит. А что будет, когда сетевые организации получат возможность брать с потребителя деньги фактически за любые свои «хотелки» по модернизации существующих своих сетей от точки присоединения заявителя до магистральных электрических сетей? Вопрос риторический.
Да, найдутся разбирающиеся потребители, которые будут оспаривать неправомерные технические условия. Но сколько их будет и сколько времени и ресурсов у них будет занимать такое оспаривание? Основная же часть будет оплачивать то, что выставляет сетевая организация, либо пытаться договариваться.
Есть еще третий вариант – многие будут отказываться от процедуры технологического присоединения. А значит новые правила значительно усложнят развитие бизнеса, связанного с производством продукции.
Вывод
Для населения и организаций до 150 кВт. с 1 июля 2022 года и по моим ощущениям в 10-20 раз. Точные параметры будут известны после принятия постановления правительства.
Для потребителей с максимальной мощностью более 150 кВт. с 1 июля 2024 года даже боюсь представить на сколько.
Что делать? . Если планировали в ближайшее время подавать заявку на техприсоединение – подавайте, пока действует старый порядок ценообразования.
И теперь подключение к электросетям обойдется в 3000 за каждый киловатт мощности.
Например, чтобы получить стандартные 15 киловатт, придется заплатить 45 000 вместо прежних 550 .
Причина — с 1 июля вступили в силу закон и постановление Новые тарифы на подключение ввели убытков энергетиков. Эти убытки они вынуждены были включать в тариф на электричество. По мнению министерства энергетики России, теперь баланс восстановлен, что позволит снизить тарифы.
Сколько стоило подвести электричество раньше
До 1 июля 2022 года в России действовали льготные условия. Если от ЛЭП до границ участка было меньше 300 метров в городе и 500 метров в сельской местности, дом или участок подключали всего за 550 .
Плата не зависела от мощности. Обычно энергетики выдавали на один частный дом 15 киловатт — этого достаточно, чтобы отапливать 150 м² площади только электричеством.
Сначала в льготные 550 входила только плата за подключение, а остальное собственник оплачивал сам. Но в 2020 году за сумму стали устанавливать уличный щит и счетчик.
Но это не значит, что подключить дом к электричеству стоило всего 550 . Еще нужен кабель, идущий от опоры к дому, и щиток с минимальным наполнением. Все электрооборудование, которое устанавливается после счетчика, покупает собственник дома. И суммы бывают разные: все зависит от того, как далеко расположен дом, какие материалы нужны и сколько стоят услуги электриков в регионе.
Подключение делали по третьей категории надежности. То есть резервного кабеля нет, и если на линии авария, скажем, на кабели упало дерево, то света не будет, пока эту аварию не устранят.
Сколько стоит подключение с 1 июля 2022 года и стоит ли торопиться
С 1 июля 2022 года плата за подключение к электросетям стала зависеть от мощности. В 2022 году за каждый киловатт нужно будет заплатить не менее 3000 , с 1 июля 2023 года — не менее 4000 , а с 1 июля 2024 года — не менее 5000 .
Конкретные ставки должны установить региональные энергетические комиссии в каждом субъекте страны. Максимальная ставка за киловатт ограничена 10 000 , но региональные власти при определенных условиях могут ее повысить.
То есть подключить стандартные 15 киловатт, как раньше, обойдется не меньше чем в 45 000 . А если подождать еще год, будет не меньше 60 000 .
Но не обязательно подключать все 15 киловатт. Иногда в этом нет необходимости. Например, можно подвести к дому газ, тогда будет достаточно — этого хватит, чтобы нормально работали стиральная машина, электрочайник, другая бытовая техника и освещение.
Все остальные условия остаются : по новым расценкам подключают только один объект на участке, а расстояние от ЛЭП до границ участка должно быть меньше 300 метров в городе и 500 метров в сельской местности.
Если расстояние больше, собственник также должен оплатить строительство ЛЭП — это рассчитывается индивидуально.
Раньше можно было посчитать плату за подключение на портале Россетей, но сейчас калькулятор временно не работает — в него вносят изменения новых тарифов.
Есть ли какие-либо льготы
Да, для некоторых категорий граждан действует льготный тариф — от 1000 за киловатт. К льготникам относятся:
- Малоимущие семьи, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума региона.
- Ветераны.
- Люди с инвалидностью.
- Многодетные семьи.
- Ликвидаторы последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Льготой можно пользоваться не чаще одного раза в три года. Но если владелец дома аннулирует прежнюю заявку, новую можно будет подать и не ждать, когда истечет трехлетний срок.
Кроме того, сетевая компания должна рассчитать стоимость подключения не только по новой схеме, но еще и по стандартизированным тарифным ставкам. Это фиксированные ставки, где стоимость подключения не зависит от мощности. Такие ставки устанавливают региональные энергетические комиссии. Если сумма по стандартизированным ставкам будет меньше, энергетики обязаны взять ее.
Для расчета нужно учитывать стандартизированную ставку С1, то есть плату за техническое присоединение, и С8 — это плата за установку счетчика. Например, в Ярославской области в 2022 году С1 равна 14 180 , а С8 — 19 481,16. Получается, что 15 киловатт по стандартизированным ставкам обойдутся в 33 661,16 .
А если подавал заявку раньше
Подключат по старым тарифам. Новые правила действуют для заявок, которые поданы с 1 июля 2022 года. Если заявку отправляли до 30 июня включительно, ее рассмотрят по старым правилам. Срок исполнения заявок остается прежним — полгода.
Если хотите узнать, сколько времени занимает подключение и как все происходит, у нас есть такие статьи:
Forbidden
If you are not a bot, please copy the report and send it to our support team.
Правительство отменило льготное технологическое присоединение к электросетям для населения. С 2009 года плата удерживалась на уровне в 550 руб. за 15 кВт, теперь минимальная ставка — 3 тыс. руб. за 1 кВт, с 2024 года — 5 тыс. руб. Для льготников будет применяться сниженный тариф в 1 тыс. руб. за 1 кВт, то есть для них стоимость вырастет в 27 раз. Правительство повысило цены также для малого и среднего бизнеса, обязав его оплачивать расходы на строительство новых сетей. В Минэнерго и в «Россетях» от этих мер ожидают снижения тарифов на передачу электроэнергии и роста надежности энергоснабжения.
Правительство утвердило новые ставки на технологическое присоединение (ТП) потребителей к электросетям. Постановление от 30 июня было опубликовано поздно вечером 1 июля. Уже с 1 июля минимальная цена составит 3 тыс. руб. за 1 кВт присоединяемой мощности, с 1 июля 2023 года — 4 тыс. руб., а с 1 июля 2024 года — 5 тыс. руб. Максимальная ставка — 10 тыс. руб. за 1 кВт, но региональные власти могут установить и более высокую по согласованию с федеральным регулятором.
Для льготных категорий граждан правительство установило сниженную ставку — 1 тыс. руб. за 1 кВт. Ее могут получить члены малоимущих семей со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума региона (в среднем по РФ — 13,92 тыс. руб. в месяц), ветераны, инвалиды, многодетные семьи и ликвидаторы последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Население получило льготы на ТП в 2009 году: ставка на подключение объектов до 15 кВт была зафиксирована на уровне 550 руб. Теперь суммарная плата для льготных категорий граждан вырастет в 27 раз — до 15 тыс. руб. за 15 кВт, а для остальных потребителей — минимум до 45 тыс. руб. в текущем году и до 75 тыс. руб. в 2024 году. С 2023 года ставка будет индексироваться по промышленной инфляции (в 2021 году составила 28,5%).
Уровень минимальных и максимальных ставок определен для домов, которые расположены не далее 300 м от существующих сетей в городе и 500 м — в сельской местности. Если расстояние больше, то придется оплатить также строительство «последней мили» по стандартизированным тарифным ставкам, пояснили в Минэнерго. «Региональные власти, ориентируясь на эти параметры и в зависимости от затрат сетевых компаний, могут окончательно определить плату за подключение»,— уточнили в министерстве.
Льгот лишился также малый и средний бизнес (до 150 кВт). С 2017 года для привлечения инвестиций в регионы бизнес освободили от оплаты расходов на строительство новых сетевых объектов от существующей инфраструктуры. По новым правилам до конца года в стоимость ТП будет включаться до 50% таких расходов, с 1 января 2023 года — уже 100%.
Прежние льготные условия сохранятся только для объектов, которые находятся в пределах 200 м от существующей сети в городах и 300 м — в сельской местности.
Минэнерго долгие годы добивалось отмены льготного ТП из-за растущих убытков сетевых компаний: объем выпадающих доходов сетей только за 2009–2019 годы оценивается в 55 млрд руб. Каждый год сети получали заявки на льготное ТП суммарно на 7 ГВт, хотя фактически клиенты потребляют лишь 20% мощности.
В «Россетях» сказали “Ъ”, что отмена льгот «позволит снизить тарифную нагрузку на потребителей и высвободить денежные средства, которые будут направлены на финансирование реконструкции, реновации сети для повышения надежности и качества электроснабжения потребителей». В 2023 году будет также проработан вопрос порядка расчета платы за ТП для крупного бизнеса (более 150 кВт), уточнили в Минэнерго.
Потребление электроэнергии в РФ начало снижаться
Рост платы за ТП окажет негативное влияние на бизнес, считает президент «Опоры России» Александр Калинин. Конечная цена будет зависеть от того, насколько развиты сети в конкретном регионе: в местах с развитой сетью плата может не измениться. «Мы считаем, что процедура расчета цены непрозрачная: бизнес опасается, что сетевые компании будут необоснованно включать расходы на строительство сетевых объектов. Учитывая непростую экономическую ситуацию, нужно возвращаться к мерам поддержки бизнеса: например, компенсировать часть стоимости ТП за счет регионального бюджета»,— подчеркивает господин Калинин.
По сути, льготное ТП — один из видов перекрестного субсидирования, и практические шаги, направленные на борьбу с ним, не могут не радовать, говорит Сергей Сасим из Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ. По его мнению, льготное ТП не смогло стать ощутимым драйвером ни экономического развития, ни повышения эффективности электросетевого комплекса: «Сложившаяся регуляторная практика приводит к ежегодному наращиванию некомпенсируемых расходов на ТП (в среднем по крупным сетевым компаниям доля некомпенсированных расходов превышала 30%) и отвлечению средств из тарифных источников, предназначенных, в частности, для ремонтов». Сергей Сасим не ожидает «драматических последствий» для бизнеса: возможность дешево присоединиться сохраняется, а развитие бизнеса определяет доступ к рынкам сбыта, капиталу и технологиям, а не стоимость ТП.
Можно оформить автономное подключение, минуя СНТ?
У дачников появилась возможность подключиться к электросетям напрямую, заключив отдельный договор с электрокомпанией. Это позволит не зависеть от других членов СНТ и не брать на себя обязательства по оплате долгов неплательщиков.
Для того чтобы оформить автономное подключение, необходимо:
- выяснить название поставщика электричества на территорию конкретного СНТ и подать ему заявку на заключение индивидуального договора электроснабжения;
- к заявке приложить подтверждение членства в СНТ (справку или книжку садовода), а также документы о технологическом присоединении СНТ к электросетям;
- обратиться в сетевую организацию с заявкой на установку электросчетчика.
Минэнерго напоминает, что с 2020 года по заявке потребителей сетевики обязаны устанавливать индивидуальные электросчетчики (письмо Минэнерго РФ № 09-409 от 05.02.2021).
Сроки подключения домов к электросетям сокращены
Еще одним изменением стало существенное сокращение сроков подключения домов граждан к электросетям. Если ранее срок подключения составлял до четырех месяцев, то теперь он сократился до 30 рабочих дней.
Эта норма закреплена постановлением Правительства РФ № 639 от 26.04.2021.
Однако, чтобы воспользоваться сокращенным сроком, должны одновременно соблюдаться следующие условия:
- класс напряжения электросетей не более 0,4 кВ;
- расстояние от сетей до границ участка не более 15 м;
- нет возражений от собственников соседних участков, которые находятся между ЛЭП и участком заявителя;
- сетевой организации не требуется выполнять работы по строительству или реконструкции электросетей.
Расширен перечень оснований для подключения к льготному тарифу
Напоминаем, в настоящее время действует льготный тариф подключения к электросетям — всего 550 руб. (п. 17 постановления Правительства РФ № 861 от 27.12.2004).
Для того чтобы воспользоваться льготным тарифом, необходимо соблюдать следующие условия:
- потребляемая мощность устройств — не более 15 кВт;
- расстояние до ЛЭП с уровнем напряжения до 20 кВт — не более 300 м (в городе) или 500 м (в селе).
С марта 2021 года подключиться по льготному тарифу могут владельцы генераторов мощностью до 15 кВт (постановление Правительства РФ № 299 от 02.03.2021).
Владельцы таких генераторов подают электронную заявку поставщику и заключают с ним договор купли-продажи электроэнергии. Энергия, вырабатываемая генератором, будет учитываться по специальному двунаправленному счетчику и засчитываться при взаиморасчетах. Обращаем внимание, что доходы от реализации физлицом такой электроэнергии освобождены от НДФЛ (п. 28.1 ст. 217 НК РФ).
Итоги
Владельцы садовых участков теперь могут заключить автономный договор электроснабжения, минуя СНТ. Также сокращен срок подключения домов к электросетям. Владельцы автономных генераторов малой мощности могут продавать вырабатываемую энергию поставщику электричества, оплата будет идти в зачет платы за потребление из сетей.
Подробнее о порядке обложения доходов налогом на доходы физлиц узнайте из нашей рубрики «НДФЛ».
Общие сведения об услуге
Технологическое присоединение – комплексная услуга, оказываемая сетевыми компаниями юридическим и физическим лицам для выдачи электрической мощности и предусматривающая фактическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) потребителей к объектам электросетевого хозяйства.
Услуга по технологическому присоединению оказывается в случаях присоединения впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств; увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств; изменения категории надежности электроснабжения, точек присоединения, видов производственной деятельности, не влекущих пересмотра величины максимальной мощности, но изменяющих схему внешнего электроснабжения ранее присоединенных энергопринимающих устройств; присоединения ранее присоединенных энергопринимающих устройств, выведенных из эксплуатации (в том числе в целях консервации на срок более 1 года) в порядке, установленном Правилами вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 г. N 86 «Об утверждении правил вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации, а также внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу совершенствования порядка вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации.
С порядком оказания услуги можно ознакомиться в разделе Россети Центр – Мероприятия по технологическому присоединению включают в себя: (mrsk-1.ru)