Внешний осмотр реле тока РТ 40 и реле тока серии РТ-40, РТ-140

Внешний осмотр реле тока РТ 40 и реле тока серии РТ-40, РТ-140 Портал ТП РФ

Максимальное реле тока РТ-40 применяется в устройст­вах релейной защиты и автоматики в качестве органа, реагирующего на увеличение тока в контролируемой цепи. Конструкция реле поясняется рис. 1,а. Магнитная си­стема реле состоит из П-образного шихтованного сердеч­ника 1 и Г-образного якоря 3. На сердечнике расположе­ны две катушки 2, концы которых выведены на зажимы цоколя реле.

При прохождении тока по обмотке реле магнитный поток, создаваемый этим током, намагничи­вает подвижный якорь. Возникающая при этом электро­магнитная сила, действующая на якорь, будет обуслов­ливать вращающий момент, поворачивающий подвижную систему и связанный с осью контактный мостик 5. Замы­кание цепи произойдет при соприкосновении подвижных контактов с неподвижными, приваренными к плоским бронзовым пружинам. На рис. 1,б пояснено выполнение крепления контактных пружин 8 и 9 к неподвижному дер­жателю 10. Перемещению подвижной системы препятству­ет спиральная пружина 4, создающая противодействующий момент.

Для надежного срабатывания реле необходимо, чтобы вращающий момент превосходил противодействую­щий момент пружины, а также моменты трения и инерции подвижной системы. Равенство моментов определяет гра­ничное условие, т. е, условие срабатывания реле. Отсюда следует, что для реле подобного типа наиболее простым способом изменения тока срабатывания является измене­ние натяжения пружины. Если ослабить пружину, т. е. сдвинуть указатель 6 влево по шкале, то ток срабатывания реле уменьшится. У реле типа РТ-40 при перемещении указателя от крайнего левого в крайнее правое положение ток срабатывания увеличивается в 2 раза. Ток срабаты­вания реле можно также изменить переключением кату­шек с последовательного соединения на параллельное; в последнем случае ток, проходящий по каждой катушке, уменьшается в 2 раза и, следовательно, для получения той же намагничивающей силы, что и в первом случае (при последовательном соединении), потребуется в 2 раза боль­ший ток в цепи реле. Таким образом, ток срабатывания реле можно изменить в 4 раза относительно минимальной уставки.

Рис. 1 Электромагнитное реле тока типа РТ-40.

а – конструкция реле; б – крепление неподвижных контактов; в – схема внутренних соединений.

Схема внутренних соединений реле представлена на рис. 1,в.

Цифрами обозначена принятая маркировка за­жимов. Для согласованного включения катушек реле должно быть включено в цепь крайними зажимами – 2 и 8. При последовательном соединении обмоток наклад­кой соединяются средние зажимы 4 и 6, при параллельном соединении используются две накладки – между зажима­ми 2—4 и 6—8. Цифра под дробью в марке реле, указан­ной на его щитке, обозначает максимальный ток срабаты­вания реле. Так, например, для реле РТ-40/10 диапазон уставок токов срабатывания будет 2,5—5 А при последо­вательном соединении обмоток и 5—10 А при параллель­ном соединении. Учитывая, что шкала реле градуируется при последовательном соединении обмоток, во втором слу­чае цифры уставок следует увеличивать в 2 раза.

При прохождении по обмотке реле переменного тока

ip=Ip max sinωt

якорь реле притягивается с усилием

F=k2I2p max sin2ωt

где k — коэффициент пропорциональности; ω-угловая частота переменного тока.

Из этого выражений видно, что притяжение якоря обусловлено постоянным усилием

и знакопеременным усилием

Знакопеременное усилие с частотой, удвоенной по срав­нению с частотой сети, вызывает вибрацию якоря и, сле­довательно, вибрацию свя­занной с ним контактной системы.

Для уменьшения вибра­ции контактов в конструк­ции реле РТ-40 предусмо­трен совместный ход по­движного и неподвижного контактов и специальное устройство — гаситель виб­рации 7 (рис. 1,а), пред­ставляющий собой бара­банчик, заполненный хорошо просушенным кварцевым песком. При любом ускорении подвижной системы песчин­ки приходят в движение и часть сообщенной якорю энер­гии тратится на преодоление сил трения между песчинками.

Инструкция по проверке и наладке реле тока и напряжения серий ЭТ, РТ, ЭН, РН
Составлена инженером С.А. Птицыным
М.: СПО Союзтехэнерго, 1979

Инструкция предназначена для персонала электростанция, электрических сетей и наладочных организаций, занимающихся обслуживанием, монтажом и наладкой реле максимального (минимального) тока в напряжения серий ЭТ, РТ, ЭН, РН.
В Инструкция рассматриваются принцип действия реле, их конструкция, приводятся основные технические характеристики различных модификаций, указываются последовательность, объем я методика проверил и регулировки реле.
Настоящая Инструкция распространяется на реле максимального (минимального) тока и напряжения серий ЭТ, РТ, ЭН, РН (ГОСТы 3698-65 и 3699-65), монтируемые на вертикальной плоскости в стационарных устройствах релейной защиты и электроавтоматики,  реагирующие на изменение тока или напряжения и воздействующие на электрические цепи включающих, отключающих или сигнальных устройств.
Реле серии ЭТ и ЭН сняты с производства взамен их выпускаются реле РТ и РН. Обе серии имеют общий принцип действия, а различаются они формой магнитопровода и расположением поворотного якоря относительно магнитной система. Это позволяет разработать общую инструкцию на обе серии.
Данная Инструкция устанавливает методику и последовательность регулировки и наладки реле, а также объем различных видов технического обслуживания и является руководящим материалом для работников служб релейной защиты, электроавтоматики, измерений (РЗАИ).
В Инструкции кратко освещен принцип действия реле и дан анализ основных факторов, влияющих на их надежную работу. Описаны конструкции различных модификаций реле и приведены технические характеристики как выпускаемых, так и снятых с производства, но находящихся в эксплуатации реле.
Инструкция не распространяется на реле специального назначения (например, РТ-80; РТ-90; дифференциальные РНТ и т.п.).

Внешний осмотр реле тока РТ 40 и реле тока серии РТ-40, РТ-140

Рисунок 1. Схемы внутренних соединений реле ЭТ, РТ, ЭН, РН:
а – ЭТ-521, ЭН-524 и ЭН-524/М; б – ЭТ-522, ЭН-528; в – ЭТ-523, ЭН-526, ЭН-529, ЭН-526/60Д-М; г – РТ-40; д – РН-53, РН-54, РН-53/60Д; е – РТ-40/1Д; ж – РТ-40/Ф; з – РТ-40/Р; и – РН-51/М34, РН-51/М56; к – РН-51/М78.

Все серии реле ЭТ, РТ и ЭН, РН являются электромагнитными, принцип работы которых основан на взаимодействии магнитного потока, создаваемого управляющим током, протекающим по обмотке, с подвижным якорем.
Токовые реле РТ-40 отличаются от реле напряжения РН-50 тем, что имеет дополнительно гаситель колебаний. В реле РТ-40 отсутствует дополнительно подключаемый резистор и обмотки имеют меньшее число витков, которые намотаны проводом гораздо большего диаметра, чем у реле РН-50. По конструкции они практически идентичны.
Обмотки реле тока включаются последовательно в фазы сети, имеют небольшое сопротивление и хорошую термическую устойчивость.
Реле напряжения включаются параллельно на междуфазное или фазное напряжение сети и их сопротивление обмотки должно быть значительно больше общего сопротивления сети. Поэтому обмотки реле напряжения изготавливаются из провода небольшого диаметра и имеют большое число витков.

Введение
1. Технические требования
1.1. Требования к качеству
1.2. Условия эксплуатации
1.3. Маркировка
1.4. Требования к конструкции
1.5. Электрические характеристики
2. Наладка и проверка реле
2.1. Наименование операций и испытаний
2.2. Виды и объем проверок
2.3. Подготовка рабочего места, аппаратуры, документации
2.4. Указания по технике безопасности
2.5. Условия наладки и испытания
2.6. Внешний осмотр
2.7. Внутренний осмотр, проверка механической части реле
2.8. Разборка реле
2.9. Ревизия отдельных деталей реле
2.10. Измерение сопротивления изоляции
2.11. Проверка электрической прочности изоляции
2.12. Проверка диапазона шкалы
2.13. Проверка тока (напряжения) срабатывания
2.14. Проверка коэффициента возврата
2.15. Проверка вибрации контактов
2.16. Причины возникновения и методы устранения вибрация контактов
2.17. Повторная проверка реле
2.18. Оформление паспорта-протокола
3. Особенности наладка реле PT-40/Ф, РТ-40/Р, РТ-40/1Д, РНН-57, РН-58
Приложение 1. Протокол проверки реле тока (напряжения)
Приложение 2. Технические, данные токовых реле РТ-40/Ф, РТ-40/Р, РТ-40/1Д
Приложение 3. Технические данные реле напряжения РН-51/М, РНН-57, РН-58
Приложение 4, Принцип действия реле, отличие реле тока от реле напряжения, конструкция реле ЭТ, ЭН, РТ и РН
Список литературы

Техническое описание и инструкция по эксплуатации
Реле максимального тока РТ-40 (на русском и английском языках)
ОБК 469173
Издание 29

Реле максимального тока серии РТ 40 применяются в схемах защиты в качестве органа, реагирующего на повышение тока.
Исполнение реле с дополнительным индексом «Т» в обозначении типа (РТ 40-Т) пригодно для работы в условиях тропического климата. Тропическое исполнение реле отличается от общепромышленного материалами, антикоррозийными покрытиями и отделкой.
Реле РТ-40 исполняются для цепей переменного тока частотой 50-60 Гц.
Коэффициент возврата реле не менее 0,85 на первой уставке и не менее 0,8 на остальных уставках шкалы. Все типы реле имеют один замыкающий и один размыкающий контакты.
Контакты реле способны коммутировать в цепи постоянного тока индуктивную нагрузку (с постоянной времени не более 0,005 секунд) мощностью 60 Вт, в цепи переменного тока (при коэффициенте мощности не менее 0,5) нагрузку мощностью 300 ВА, при напряжении до 250 В и токе до 2 А.
Контакты реле допускают длительное протекание тока до 2 А.
Время замыкания замыкающего контакта не более:
а) 0,1 секунд при токе, равном 1,2 I уст;
б) 0,3 секунд при токе, равном 3 I уст.
Время размыкания замыкающего контакта реле при уменьшении тока в реле с 1,2-20 тока срабатывания до 0,7 тока срабатывания не более 0,035 секунд.

Внешний осмотр реле тока РТ 40 и реле тока серии РТ-40, РТ-140

Таблица 1. Основные технические данные реле максимального тока РТ-40

Электрическая изоляция между любыми электрически не связанными токоведущими частями реле и между ними и корпусом выдерживает без пробоя и перекрытия испытательное напряжение 2000 В переменного тока частотой 50 Гц в течение одной минуты.
Вес реле около 0,75 кг.
Реле РТ-40 должны быть укреплены на вертикальной плоскости в помещении, свободном от пыли, химически активных газов, паров, испарений, осадков (могущих вызвать коррозию), а достаточно освещенном для производства необходимых проверок.
Перед пуском реле в эксплуатацию следует проверить его на отсутствие дефектов, могущих произойти при транспортировании (задевание якоря за полюса, трение при движении якоря и т.д.). Для этого необходимо снять кожух и тщательно осмотреть реле, а также проверить, надежно ли закреплены все винты и гайки.
При отсутствии дефектов следует указатель установить на первой уставке шкалы и подвижную систему повернуть в сторону полюсов магнитопровода, при этом размыкающие контакты должны разомкнуться, а замыкающие – замкнуться.
Затем отпустить подвижную систему – она должна четко вернуться в исходное положение.
Реле серии РТ 40 выпускаются в отрегулированном состоянии. Однако при обнаружении каких-либо дефектов реле следует отрегулировать и после этого проверить параметры в соответствии с разделом 3 настоящей инструкции.

Внешний осмотр реле тока РТ 40 и реле тока серии РТ-40, РТ-140

Таблица 2. Обмоточные данные катушек реле максимального тока РТ-40

В случае необходимости регулировки реле нужно иметь в виду следующее:
1. Люфт по оси подвижной системы должен быть в пределах 0,2-0,3 мм. Якорь должен поворачиваться на цапфах без заметного трения.
2. Зазоры между полкой якоря и полюсами магнитопровода при втянутом якоре должны быть одинаковыми и равными примерно 0,6 мм.
3. Подвижные контактные мостики должны свободно поворачиваться на своей оси без заметного трения.
Суммарный воздушный зазор между неподвижными и подвижными контактами в разомкнутом состоянии должен быть 2 ÷ 2,5 мм. Угол поворота подвижного мостика, а также расположение неподвижных контактов относительно него должны быть такими, чтобы исключались возможности упора мостика в торец неподвижных контактов при повороте якоря на замыкание контактов.
Контактный мостик должен при этом касаться неподвижных контактов немного дальше их внешнего края и скользить примерно по их средней линии. При повороте якоря в крайнее положение подвижный контактный мостик не должен во избежание его заскакивания доходить до края серебряных пластинок неподвижных контактов.
4. Провал замыкающих контактов на первой уставке при втянутом якоре и провал размыкающих контактов при отпущенном якоре на той же уставке должен быть не менее 0,4÷0,7 мм. При этом скольжение серебра подвижных контактов по неподвижным должно быть порядка 0,8÷2 мм.
5. Указатель уставки (стрелка) должен от руки плавно перемещаться по шкале. При перемещении указателя уставки витки спиральной пружины не должны касаться друг друга при любом положении указателя (в пределах шкалы).
Осмотр и проверку реле следует производить не реже одного раза в год.
При эксплуатации реле не рекомендуется смазывать цапфы реле, не допускается чистка контактов наждачной бумагой или другими абразивными материалами. Чистку контактов следует производить острым лезвием ножа или чистым надфилем с последующим протиранием их чистой тряпочкой. Следует избегать касания контактов пальцами.

Внешний осмотр реле тока РТ 40 и реле тока серии РТ-40, РТ-140

Рисунок 1. Габаритные и установочные размеры реле максимального тока РТ-40:
I – переднее присоединение; II – заднее присоединение.

Вместе с реле в экспортном (для стран с умеренным и тропическим климатом) исполнении по требованию заказчика поставляются запасные части.
Необходимость поставки запасных частей, а также количество комплектов последних оговаривается в заказе.
Учитывая, что операции при замене деталей и узлов достаточно просты, ниже даются лишь основные и наиболее важные указания.
Для замены спиральной пружины нужно:
а) отпаять пружину от поводка якоря;
б) снять узел пружины со стойки;
в) отвинтить гайку, крепящую стрелку;
г) снять пружину вместе с втулкой с винта;
д) насадить на винт запасную пружину;
е) собрать узел в обратном порядке.
Для замены якоря нужно:
а) отвернуть винты, крепящие монтажные провода контактов реле, отвернуть винт, крепящий изоляционную колодку с неподвижными контактами, и снять ее;
б) отпаять спиральную пружину от поводка якоря;
в) ослабить винты, крепящие цапфы, и раздвинуть их;
г) заменить якорь.
Сборка производится в обратном порядке.
После замены спиральной пружины и якоря необходимо откалибровать реле. Калибровка реле производится при последовательном соединении катушек. При этом нужно руководствоваться следующим основным положением. Шкала и коэффициент возврата реле калибруются взаимосвязанной регулировкой угла предварительного закручивания спиральной пружины, выборам начального и конечного положения якоря и контактов.

Читайте также:  Https портал тп рф cmdbuild

1. Назначение реле РТ-40
2. Конструктивное оформление и принцип действии реле
3. Технические данные реле
4. Указания по монтажу и уходу за реле
5. Указания по замене частей
6. Формулировка заказа

1. Application
2. Construction and Principle of Operation
3. Specifications
4. Mounting and Maintenance Instructions
5. Replacement of Parts
6. Ordering Information

-ознакомление с конструкциями электромагнитных реле переменного тока и напряжения, применяемых в релейных защитах тяговых подстанций электрических железных дорог;

-выяснение принципиальных отличительных признаков реле;

-определение основных параметров реле: тока (напряжения) срабатывания и возврата, коэффициента возврата.

Конструкция реле РТ-40 и РН-54 поясняется рисунке 1.

Внешний осмотр реле тока РТ 40 и реле тока серии РТ-40, РТ-140

а) б) Рисунок 1– Общий вид (а) и схема, поясняющая устройство электромагнитного реле с притягиваемым якорем (б)

Электромагнит 1 (П-образный, с двумя катушками 2, соединяемыми последовательно или параллельно) притягивает ферромагнитный якорь 3. 17 Последний при перемещении поворачивает контактный мостик 5, жестко связанный с осью. С этой же осью связана противодействующая пружина 4. Ее натяжение (закручивание) регулируется при помощи рычага 6. Замыкание цепи контактами 5 происходит при их соприкосновении с контактными пружинами.     При прохождении тока по обмотке реле магнитный поток, создаваемый этим током, намагничивает подвижный якорь. Возникающая при этом электромагнитная сила, действующая на якорь, будет обуславливать вращающий момент, поворачивающий подвижную систему по часовой стрелке. Этому перемещению препятствует спиральная пружина, создающая противодействующий момент.

Для надежного срабатывания реле необходимо, чтобы вращающий момент превосходил момент сопротивления пружины, трения и массы подвижной системы. Равенство моментов определяет граничное условие, т.е. условие срабатывания реле. Отсюда следует, что для реле подобного типа наиболее простым способом изменения тока срабатывания является изменение натяжения пружины. Если ослабить закручивание пружины 4, т.е. сдвинуть указатель 6 влево по шкале, то ток срабатывания уменьшится. У реле РТ-40 при перемещении указателя от крайнего левого в крайнее правое положение ток срабатывания увеличится в 2 раза.

Ток срабатывания реле РТ-40 можно также менять путем переключения обмоток катушек с последовательного соединения на параллельное. В последнем случае ток, проходящий по каждой их катушек, уменьшается в 2 раза и соответственно в 2 раза уменьшается намагничивающая сила.

Выводы катушек имеют маркировку 2,4,6,8.Для согласованного включения секций реле должно быть подключено к контролируемой цепи всегда крайними зажимами (зажимами 2 и 8)

При последовательном соединении секций накладкой соединяются средние зажимы 4 – 6; при параллельном соединении устанавливаются две накладки: одна между зажимами 2 – 4, другая 6 – 8.

При прохождении по обмотке реле переменного тока:

Внешний осмотр реле тока РТ 40 и реле тока серии РТ-40, РТ-140

Якорь притягивается с постоянным и переменным усилием:

А) постоянное усилие

Б) переменное усилие

Внешний осмотр реле тока РТ 40 и реле тока серии РТ-40, РТ-140

– максимальный ток в обмотке реле;

w – угловая частота переменного тока;

k – коэффициент пропорциональности.

Знакопеременное усилие с частотой, удвоенной по сравнению с частотой сети, вызывает вибрацию якоря и связанной с ним контактной системы.

Для уменьшения вибрации контактов в конструкции реле тока РТ-40 предусмотрены совместный ход подвижного и неподвижного контактов и специальное устройство – гаситель вибрации 7 представляющий собой барабанчик, закрепленный на общей оси якорем. Кроме того, за счет инерционности гасителя вибрации достигается более равномерный вращающий момент.

У реле напряжения РН-54 подобный гаситель вибрации отсутствует. Для снижения вибраций подвижной системы обмотка реле этого типа, состоящая из двух секций, соединенных последовательно, включается в контролируемую цепь напряжения посредством выпрямительного моста. Мост собран из полупроводниковых диодов и обеспечивает двухполупериодное выпрямление переменного тока. В этом случае через обмотку проходит пульсирующий ток, который можно разложить на переменную и постоянную составляющую.

Схемы соединения катушек реле:

Внешний осмотр реле тока РТ 40 и реле тока серии РТ-40, РТ-140

Рисунок 2 – Последовательное соединение катушек реле

Внешний осмотр реле тока РТ 40 и реле тока серии РТ-40, РТ-140

Рисунок 3 – Параллельное соединение катушек реле

Проверка реле осуществляется с помощью прибора РЕТОМ – 11 Испытательный комплекс РЕТОМ – 11 предназначен для испытания первичного и вторичного электрооборудования при вводе его в работу и в процессе эксплуатации на предприятиях.

· Измерение выдаваемых и внешних токов и напряжений с помощью встроенного цифрового мультиметра.

· Работы могут выполняться и на открытом воздухе при температуре от -20 до +50 °С

Область применения – проверка реле и простых защит, измерительных трансформаторов коммутационных аппаратов, электромагнитных пускателей, метрологическая проверка.

Испытательный прибор РЕТОМ – 11 дает возможность проводить проверку и настройку практически всех типов простых реле (тока, напряжения, времени, указательных, промежуточных) и другого электрооборудования в схемах релейной защиты

Проверку тока срабатывания и возврата, время срабатывания и возврата реле тока типа РТ 40, РТ 140, РТ 81, РТ 91, РТ 95, РТ 351, РТФ 8 и др.

Проверку напряжения срабатывания и возврата, время срабатывания и возврата реле напряжения типа РН 53, РН 54, РН 153, РН 154, РН 51, РНН 57, РНФ1М, РСН 11 и др.

Определение времени срабатывания, возврата, разновременности срабатывания контактов, длительности замкнутого состояния контактов (на замыкающих и размыкающих контактах) для реле времени серии РВ 100, РВ 200, РВ 01, РВ 03, РСВ 13, РСВ 14, РСВ 01-1 и др.

Порядок работы с прибором РЕТОМ-11 по проверке электромеханических реле (РЕТОМ-11 зав. №1975 опробован в лаборатории 3-04 «Релейная защита» 24.10.2006 г.) Перед началом работ на приборе РЕТОМ-11 заземлить на клемму, которая имеется на корпусе прибора!!!

Для подачи напряжения постоянного тока используем ИСТОЧНИК 1

1. Ознакомиться с конструктивными особенностями реле РТ – 40/6; РН – 54/320 2. Проверка токовых реле при последовательном и параллельном соединении обмоток реле

Для подачи переменного тока используем ИСТОЧНИК 2

-Включить вилку в сеть

-Подключить провода к клеммам К1 и к контактам испытуемого реле

-Выставить тумблер (от JIATPA-1, от К1, от ЛАТР-2) в положение «от К-1»

-Включить выключатель «сеть»

-На панели встроенного мультиметра переключатель поставить в положение! «U3»

-Выставить регулятор ЛАТР-2 в положение «0»

-Включить выключатель ЛАТР-2

-Включить тумблер «Пуск»

-Вращая регулятор ЛАТР-2 добиться срабатывания реле. При замыкании контактов загорится сигнальная лампа состояния контактов К-1 «Пуск»

-Зафиксировать показание на мультиметре

-Отключить тумблер «Пуск»

-Выставить выключатель «подключение ЛАТР-2 к сети» в положение «0»

-Выставить выключатель «Сеть» в положение «0»

-Данные замеров занести в таблицу 1

3. Проверка реле напряжения при последовательном и параллельном соединении обмоток реле Для подачи переменного тока используем ИСТОЧНИК 2

-На панели встроенного мультиметра выставить тумблер в положение «U»

-Выставить переключатель выбора предела напряжения в нужное положение.

-На панели встроенного мультиметра переключатель поставить в положение «U2»

-Включить тумблер «Пуск» -Выставить регулятор ЛАТР-2 в положение «0»

-Зафиксировать показание на мультиметре -Выключить тумблер «Пуск»

-Выключить выключатель ЛАТР-2 -Выставить выключатель «Сеть» в положение «0»

-Данные замеров занести в таблицу 1,2

1. Почему у реле тока РТ – 40 при параллельном соединении секций обмотки ток срабатывания увеличивается в 2 раза?

2. Причины появления и способы уменьшения вибрации контактов электромагнитных реле переменного тока.

3. На основании каких выводов делается заключение о работоспособности реле? 4. В каких пределах должен быть коэффициент срабатывания реле и при каком токе (напряжении) реле должно надежно срабатывать? 23

5. Можно ли применять реле типа РТ – 40; РН – 54 для контроля цепей постоянного тока? Сохраняется ли при этом уставка реле, отрегулированная в цепи переменного тока?

Реле тока серии РТ-40, РТ-140
Руководство по эксплуатации
ИАЕЖ.647155.016РЭ

Реле РТ-40, РТ-140 предназначены для использования в схемах устройств релейной защиты и автоматики энергетических систем в качестве органа, реагирующего на повышение тока в контролируемой цепи.
До изучения руководства изделие в работу не включать!
В связи с систематически проводимыми работами по совершенствованию конструкции и технологии изготовления возможны некоторые расхождения между РЭ и поставляемым изделием, не влияющие на его параметры, на условия его монтажа и эксплуатации.
В настоящем руководстве по эксплуатации (РЭ) содержатся технические сведения по эксплуатации, обслуживанию, регулированию реле максимального тока серий РТ-40 и РТ-140, изготовляемых для потребностей экономики страны и поставок на экспорт в страны с умеренным (исполнение УХЛ4) и тропическим (исполнение 04) климатом.
Надежность, долговечность и безопасность реле обеспечиваются не только качеством самого реле, но и точным соблюдением режимов и условий эксплуатации, поэтому выполнение всех требований, изложенных в настоящем РЭ, является обязательным.
Настоящее РЭ разработано в соответствии с требованиями технических условий ТУ 16-523.468-78 и ст.5 ТР ТС 004/2011.
Реле соответствуют требованиям ГОСТ 12.2.007.0-75, ГОСТ 12.2.007.6-93, ГОСТ IEC 60947-1-2014, что подтверждает соблюдение требований ТР ТС 004/2011.
Реле изготавливаются в климатическом исполнении УХЛ категории 4 по ГОСТ 15150-69 для потребностей экономики страны и поставок на экспорт в страны с умеренным климатом и исполнении О категории 4 по ГОСТ 15150-69 для поставок на экспорт в страны с тропическим климатом.

Внешний осмотр реле тока РТ 40 и реле тока серии РТ-40, РТ-140

Рисунок 1. Структура условного обозначения типоисполнения реле РТ-40, РТ-140

Реле исполнения 04 отличаются от исполнения УХЛ4 материалами и покрытиями.
Реле предназначены для работы в закрытых помещениях при следующих условиях:
– высота над уровнем моря до 2000 м;
– верхнее рабочее значение температуры окружающего воздуха плюс 55°С;
– нижнее рабочее и предельное значение температуры окружающего воздуха минус 20°С (без выпадения инея и росы) для исполнения УХЛ4 и минус 10°С для исполнения 04;
– верхнее значение относительной влажности воздуха 80% при плюс 25°С для климатического исполнения УХЛ4 и не более 98% при плюс 35°С для климатического исполнения 04 (без конденсации влаги);
-окружающая среда невзрывоопасная, не содержащая токопроводящей пыли, агрессивных газов и паров в концентрациях, разрушающих изоляцию и металлы;
– установка на вертикальной плоскости с отклонением не более 5° в любую сторону.
Группа механического исполнения М39 по ГОСТ 17516.1-90, при этом реле устойчивы, к вибрационным нагрузкам в диапазоне частот от 10 до 100 Гц с максимальным ускорением 0,25 g.
Реле сейсмостойки при воздействии землетрясений интенсивностью 7 баллов по MSK-64 при уровне над нулевой отметкой до 10 м.
Реле РТ-40, РТ-140 имеют один замыкающий и один размыкающий контакты.
Номинальная частота реле – 50 Гц.
Класс точности реле – 5.
Коэффициент возврата реле – не менее 0,85 на минимальной уставке и не менее 0,8 на остальных уставках шкалы.
Дополнительная погрешность тока срабатывания реле, вызванная изменением температуры окружающего воздуха в пределах, указанных выше, не более ±5 %.
Относительная средняя погрешность тока срабатывания не более:
– ±5 % с учетом визуальной погрешности при выставлении уставки;
– ±3 % с дополнительной подстройкой перемещением указателя срабатывания.
Примечание – Перемещением указателя срабатывания в пределах шкалы возможна настройка на любую заданную точность.
Время замыкания замыкающего контакта реле при кратности 1,2 тока срабатывания не более 0,1 с, при кратности 3 тока срабатывания не более 0,03 с.
Время размыкания замыкающего контакта реле при уменьшении тока с (1,2-20) тока срабатывания (но не более 220 А) до:
– 0,7 тока срабатывания и до нуля не более 0,035 с;
– 0,8 тока возврата не более 0,045 с.

Внешний осмотр реле тока РТ 40 и реле тока серии РТ-40, РТ-140

Рисунок 2. Схема электрическая подключения реле (вид спереди)
а – реле РТ-40; б – реле РТ-140.

Читайте также:  Интерфакс личный кабинет вход в личный кабинет

В состоянии поставки электрическая изоляция реле выдерживает в течение 1 мин. без пробоя и перекрытия испытательное напряжение 2000 В переменного тока частоты 50 Гц, приложенное между токоведущими электрически не связанными частями реле, а также между ними и корпусом реле.
Разобщающиеся в процессе работы контактные части реле выдерживают в течение 1 мин. испытательное напряжение 500 В переменного тока частоты 50 Гц.
Реле РТ-40, РТ-140 допускают продолжительный режим работы при подведении тока, равного 110% значения номинального тока.
Термическая стойкость реле в течение 1 с:
– 30 А для реле типов РТ-40/0,2; РТ-140/0,2; РТ-40/0,6; РТ-140/0,6;
– 150 А для реле типов РТ-40/2, РТ-140/2, РТ-40/6, РТ-140/6, РТ-40/10, РТ-140/10, РТ-40/20, РТ-140/20;
– 220 А для реле типов РТ-40/50, РТ-140/50, РТ-40/100, РТ-140/100, РТ-40/200, РТ-140/200.
Коммутационная способность контактов реле при напряжении от 24 до 250 В и токе не более 2 А:
– 60 Вт в цепи постоянного тока с постоянной времени не более 0,005 с;
– 300 ВА в цепи переменного тока с коэффициентом мощности не менее 0,5.
Минимальный ток контактов 0,1 А при напряжении 24 В.
Механическая износостойкость составляет 12500 циклов ВО.
Коммутационная износостойкость реле составляет 2500 циклов ВО.
Среднее время восстановления работоспособного состояния реле не более 2 ч.
Средний срок службы реле 12 лет.
Все элементы реле размещены внутри корпуса, состоящего из цоколя и съемного прозрачного кожуха.
Реле серии РТ-140 выполнены в унифицированном корпусе «СУРА» I габарита.
Реле допускают как переднее, так и заднее (винтом или шпилькой – реле серии РТ-40 и винтом – реле серии РТ-140) присоединение внешних проводников. Возможна поставка комплекта универсального (для всех видов присоединений).
Выводы реле допускают присоединение к каждому из них одного или двух медных проводников номинальным сечением 1,5 мм2 (изогнутых в кольцо для реле РТ-40) и выполняются по 2 классу ГОСТ 10434-82.
Действие реле РТ-40, РТ-140 основано на электромагнитном принципе.
Шкала реле – двукратная и имеет шесть оцифрованных делений, которые образуют равные интервалы уставок. Деления на шкале отнесены к последовательному соединению катушек. При параллельном соединении катушек значения токов срабатывания, указанные на шкале уставок, удваиваются. На шкале реле изображены переключения на два диапазона уставок и соответствующие переводные множители от шкалы к действительному значению уставок.

Внешний осмотр реле тока РТ 40 и реле тока серии РТ-40, РТ-140

Таблица 1. Схемы подключение контактных перемычек реле тока РТ-40, РТ-140

Реле выпускаются с предприятия-изготовителя полностью отрегулированными.
Перед включением в работу необходимо убедиться в отсутствии дефектов, могущих появиться при нарушении правил транспортирования и хранения.
При обнаружении каких-либо дефектов реле следует отрегулировать и после этого проверить параметры в соответствии с настоящим руководством по эксплуатации.
При регулировке реле нужно иметь в виду следующее:
а) люфт по оси подвижной системы реле должен быть в пределах от 0,2 до 0,3 мм;
б) якорь должен поворачиваться на цапфах без заметного трения;
в) зазоры между полкой якоря и полюсами магнитопровода при втянутом якоре должны быть одинаковыми и равными примерно:
– (0,5-0,7) мм для реле типов РТ-40/0,2; РТ-40/0,6; РТ-40/2; РТ-40/10; РТ-40/50; РТ-140/0,2; РТ-140/0,6; РТ-140/2; РТ-140/6; РТ-140/10; РТ-140/50;
– (0,7-1,0) мм для реле типа РТ-40/20; РТ-140/20;
– (0,9-1,4) мм для реле типов РТ-40/100; РТ-40/200; РТ-140/100; РТ-140/200;
г) подвижные контактные мостики должны свободно поворачиваться на своей оси без заметного трения.
Суммарный воздушный зазор между неподвижными и подвижными контактами в разомкнутом состоянии должен быть не менее 2 мм. Угол поворота подвижного мостика, а также расположение неподвижных контактов относительно него должны быть такими, чтобы исключалась возможность упора мостика в торец неподвижных контактов при повороте якоря, на замыкание контактов.
Контактный мостик должен при этом касаться неподвижных контактов намного дальше их внешнего края и скользить примерно по их средней линии. При повороте якоря в крайнее положение подвижный контактный мостик не должен, во избежание его заскакивания, доходить до края серебряных пластинок неподвижных контактов.
д) провал замыкающих контактов при полном втягивании (до упора якоря) должен быть не менее 0,3 мм. При этом скольжение серебра подвижных контактов по неподвижным должно быть в пределах от 0,6 до 1,2 мм;
е) указатель уставки (стрелка) должен от руки плавно перемещаться по шкале. При перемещении указателя уставки витки спиральной пружины не должны касаться друг друга при любом положении указателя (в пределах шкалы),
Реле должны устанавливаться на вертикальной плоскости с отклонением от рабочего положения не более 5° в любую сторону.
Неисправности в реле РТ-40, РТ-140 могут возникнуть при нарушении условии транспортирования и хранения.
При появлении признаков неисправности реле необходимо:
– обесточить реле;
– выяснить причины неисправности;
– устранить неисправность.
О всех случаях отказов реле необходимо сообщить на завод-изготовитель в установленном порядке.

Введение
1. Описание и работа реле РТ-40, РТ-140
1.1. Назначение
1.2. Технические характеристики
1.3. Конструктивное исполнение
1.4. Устройство и работа РТ-40, РТ-140
1.5. Маркировка.
1.6. Упаковка
2. Использование по назначению
2.1. Эксплуатационные ограничения
2.2. Подготовка реле к использованию
2.3. Возможные неисправности и методы их устранения
3. Техническое обслуживание РТ-40, РТ-140
3.1. Общие указания
3.2. Правила безопасности
4. Комплектность
5. Транспортирование и хранение
6. Утилизация
7. Формулирование заказа
Приложение А – Комплект деталей для крепления реле и присоединения внешних проводников
Приложение Б – Схемы электрические подключения реле
Приложение В – Габаритные, установочные, присоединительные размеры и масса реле
Приложение Г – Зона реле и пробивка отверстий под установку
Приложение Д – Подсоединение внешних проводников
Приложение Е – Сведения о содержании цветных металлов

Реле максимального тока серии РТ-40, РТ-140 применяются в качестве измерительных реле в схемах релейной защиты. Реле тока типов РТ-40/Р предназначены для применения в схемах устройств резервирования отказа выключателей, а также в специальных схемах защиты на номинальные токи 1 или 5 А. Реле тока мгновенного действия типа и РТ-40/Ф применяются в схемах защиты установок переменного тока в тех случаях, когда требуется загрубление защиты при появлении высших гармоник тока. Реле максимального тока типа РТ-40/1Д применяется в схемах защиты переменного тока в тех случаях, когда требуется 6ольшая кратность длительно допустимого тока к току срабатывания реле.

Реле тока серии РТ-140 выпускаются в унифицированном корпусе СУРА и приспособлены для переднего или заднего присоединения внешних проводников только под винт. Основные технические данные реле РТ-40, РТ-140 приведены в табл. исполнений. Коэффициент возврата реле не менее 0,85 на первой уставке и не менее 0,8 на остальных уставках шкалы. Реле имеет один замыкающий и один размыкающий контакты. Коммутационная способность контактов в цепи постоянного тока – 60 Вт, в цепи переменного тока – 300 ВА при напряжении не более 250 В и токе не более 2 А. Масса не более 0,85 кг. Реле РТ-40/Р имеет один замыкающий и один размыкающий (для заднего присоединения) контакты. Коммутационная способность контактов в цепи постоянного тока – 60 Вт, в цепи переменного тока – 300 ВА при напряжении не более 250 В и токе не более 2 А. Коэффициент возврата реле на любой уставке не менее 0,7. Потребляемая мощность реле на любой уставке не более 30 ВА. Масса не более 3,5 кг. Пределы уставок на ток срабатывания РТ-40/Ф: от 1,75 до 17,6 А при частоте 50 Гц; токи срабатывания реле при частоте 150 Гц возрастают не менее чем в 8 раз. Номинальный ток реле Iн=6,3 А. Коэффициент возврата реле на любой уставке не ниже 0,8. Реле имеет один замыкающий и один размыкающий контакты. Коммутационная способность контактов: – в цепи постоянного тока 60 Вт; – в цепи переменного тока 300 ВА при напряжении не более 250 В и токе не более 2 А. Масса не более 3,5 кг. Пределы уставок тока срабатывания реле РТ-40/1Д от 0,15 до 1 А. Коэффициент возврата реле на любой уставке не менее 0,7. Реле термически устойчиво при длительном протекании тока, равного 6,93 А. Реле имеет один замыкающий и один размыкающий контакты. Коммутационная способность контактов в цепи постоянного тока – 60 Вт, в цепи переменного тока – 300 ВА при напряжении не более 250 В и токе не более 2 А. Масса не более 3,5 кг.

Устройство и принцип действия

Реле тока мгновенного действия РТ-40 (рисунок 1, а) состоит из закрепленной на цоколе 17 фигурной алюминиевой стойки 3, на которой размещены П-образный магнитопровод 1 с обмоткой 2 и подвешенная на верхней цапфе 5 подвижная система в с1оставе якоря 15, несущего пластмассовую колодку 6 с подвижным контактом 7, и гасителя колебаний 4. Две пары неподвижных контактов 19 (рисунок , б) с передними и задними упорами 20 и 18 закреплены на основании 8. При прохождении тока по обмотке 2 (рисунок 1, а) создается магнитный поток, под действием которого якорь 15 притягивается к полюсам магнитопровода 1 и стремится повернуть по часовой стрелке подвижную систему, чему препятствует противодействующая пружина 13. При достижении тока срабатывания реле подвижная система, преодолевая противодействие пружины 13, связанной наружным концом с поводком 14, а внутренним — с втулкой 12, поворачивается и размыкающие (правые) контакты размыкаются, а замыкающие (левые) — замыкаются. После срабатывания реле при снижении тока в обмотке до тока возврата реле его подвижная система вернется а исходное положение, определенное упором 16: размыкающие (правые) контакты замкнутся, а замыкающие (левые) — разомкнутся.

Внешний осмотр реле тока РТ 40 и реле тока серии РТ-40, РТ-140

Рисунок 1 – Электромагнитное реле тока РТ-40: в—устройство, б — неподвижные контакты, в —узел регулировки уставок

В необходимых случаях для регулирования тока срабатывания реле применяют последовательное или параллельное соединение обмоток 2 (ступенчатая регулировка) или изменяют натяжение пружины 13 (рис. 105, в), выбирая соответствующее положение стальной скобы 11, закрепляемой фасонным винтом 21 с гайкой 22, втулкой 12 и пружинной шайбой 23 (плавная регулировка). При этом положение скобы 11 фиксируется, указателем уставок 10 и шкалой 9.

Проверять и налаживать реле рекомендуется в лаборатории, используя специальные электрические устройства. Проверку реле начинают с внешнего осмотра: проверяют наличие пломб, целостность кожуха и плотность прилегания его к цоколю, состояние уплотнений, очистка реле. После снятия кожуха приступают к внутреннему осмотру: очищают детали, проверяют затяжку винтов, гаек, крепящих пружин, контакты, подпятники, магнитопроводы; проверяют надежность внутренних соединений; регулируют механическую часть реле; контакты тщательно очищают и полируют воронилом (пользоваться надфилем или абразивными материалами нельзя). Далее измеряют сопротивление изоляции мегомметром 1000 В между электрическими частями реле и корпусом, которое должно быть не менее 10 МОм, проверяют уставки. Если обнаружены дефекты, выходящие за возможность устранения их в лаборатории, реле заменяют новым. Ремонт — это комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности электротехнических устройств, восстановлению их ресурсов или их составных частей. Под операцией ремонта понимают законченную часть ремонта, выполняемую на одном рабочем месте исполнителями определенной специальности, например: очистка, разборка, сварка, изготовление обмоток и т.д. Существует несколько методов ремонта: ремонт эксплуатирующей организацией, специализированный, ремонт предприятием — изготовителем изделия. Последние два метода имеют существенные преимущества, которые позволяют достигнуть высоких технико-экономических показателей путем применения нестандартизированного высокопроизводительного эффективного оборудования, производства запчастей, внедрения современной технологии, близкой к технологии электромашиностроительных заводов, с применением новых материалов. Эти методы позволяют создать обменный фонд из новых или отремонтированных электрических машин и другого оборудования распространенных серий и типов. Но эти методы исключают возможность оперативного ремонта ответственного и нетипового оборудования, оборудования, изготовленного зарубежными фирмами, и оборудования старых марок. Кроме того, не решается проблема технического обслуживания, составляющего более 80 % трудоемкости ремонта электрических сетей и крупногабаритного оборудования (трансформаторные подстанции, распределительные устройства, щиты управления и др.). Надежность, бесперебойность и безопасность работ электрооборудования и сетей может быть обеспечена правильной системой ремонта электрооборудования эксплуатирующей организацией. Такой системой является планово-предупредительный ремонт, представляющий собой форму организации ремонта, состоящей из комплекса организационно-технических мероприятий, обеспечивающих выполнение технического обслуживания и профилактического ремонта.

Ремонтные работы, регулировка

Устройства защиты и автоматики проходят следующие эксплуатационные проверки: проверка при новом включении; полная плановая проверка; частичная проверка; дополнительные проверки Наиболее полная проверка реле производится при новом включении и наличии явных неисправностей, требующих осуществлять в лабораторных условиях полную разборку реле. При плановых и дополнительных проверках, как правило, не производят разборку реле. Объем механической проверки при этом оценивается по результатам предварительно снятых электрических характеристик, отклонение которых от заданных величин указывает на ту или иную неисправность реле. Следует отметить, что излишняя разборка реле без достаточных на то оснований нежелательна. При ревизии, регулировке и ремонте любых реле защиты и автоматики выполняют ряд общих операций независимо от типа и конструкции реле. Прежде чем приступить к выполнению каких-либо работ по регулировке и ремонту реле, следует произвести внешний осмотр и оценить общее состояние реле. При внешнем осмотре перед вскрытием реле проверяется наличие пломб, целость кожуха и смотрового стекла, плотность прилегания кожуха к цоколю реле, наличие и состояние уплотнений. Если производится проверка реле, установленного на панели, то проверяется надежность его крепления и изоляции выводов от панели. При заднем присоединении проводов на шпильки или колки реле должны быть надеты изолирующие трубки; ширина отверстий в панели должна быть больше диаметра шпилек или колков на 4—5 мм. При переднем присоединении проводов на металлической панели под выводы реле должны быть подложены изолирующие прокладки; зазор между металлической панелью и неизолированными токоведущими частями должен быть не менее 3—5 мм. Проверяется надежность наружных контактных соединений — затяжка контргаек, фиксирующих шпильки заднего присоединения на цоколе реле, и затяжка винтов, крепящих пластины переднего присоединения к цоколю. Затяжка контргаек без отсоединения проводов и снятия реле с панели производится с помощью специальных торцевых ключей (рисунок 2). Затяжку и ослабление гаек, крепящих проводники наружного монтажа, следует производить двумя ключами — торцевым и плоским, как показано на рисунке 3. В некоторых случаях наблюдается покачивание и проворачивание шпилек из-за слабой запрессовки контактных втулок в пластмассовом цоколе реле. Чтобы проверить надежность контакта между шпилькой и втулкой, необходимо вскрыть кожух реле и убедиться в том, что шпилька проворачивается вместе со втулкой. Для прожатия винтов, крепящих пластины переднего присоединения, реле необходимо снять с панели. Для предварительной оценки общего состояния реле до его вскрытия целесообразно провести частичную электрическую проверку — замерить основные параметры срабатывания, что позволяет в ряде случаев выявить неисправности.

Читайте также:  Электрические сети города ростова-на-дону и аварийная служба электрических сетей советского района ростова-на-дону

Внешний осмотр реле тока РТ 40 и реле тока серии РТ-40, РТ-140

Рисунок 2 – Торцевые ключи для крепления гаек на шпильках реле заднего присоединения

Внешний осмотр реле тока РТ 40 и реле тока серии РТ-40, РТ-140

Рисунок 3 – Затяжка и ослабление гаек, крепящих монтажные провода к шпилькам реле заднего присоединения, двумя ключами

При ремонте и ревизии реле различных типов выполняется ряд указанных далее операций. После внешнего осмотра с реле снимают кожух, удаляют пыль и грязь с деталей реле. Производят проверку подпятников реле. Для этого необходимо поочередно вывернуть каждый подпятник и осмотреть в лупу его и конец оси, опирающейся на этот подпятник. При ревизии и ремонте реле подпятники следует промыть, почистить. Некоторые типы подпятников «заправляют», т. е. придают им необходимую форму. Если подпятники выполнены на камнях, то целость рабочей поверхности камня проверяется острой иглой. При обнаружении царапин, трещин или других дефектов подпятник заменяют. Проверяют, чтобы подвижные оси реле не были изогнуты, и состояние рабочих концов осей отвечало конструктивным требованиям, т. е. имело бы заданную форму и угол заточки, например, плоскость, сферическую поверхность, конус и т. п. Поверхность рабочей части должна быть полированной, без царапин, выбоин или других повреждений. При обнаружении неисправностей концы осей правят и полируют рабочую поверхность. Ось реле должна располагаться в подпятниках таким образом, чтобы она имела продольный и поперечный люфты (зазоры) и свободно в них поворачивалась. Наличие и величина люфта определяются при перемещении оси в подпятниках от руки по звуку — прослушивается характерное постукивание оси о подпятник. Продольный люфт оси обычно регулируется положением подпятников. Поперечный люфт не регулируется. При недопустимо большой величине последнего для данного типа реле подпятник должен быть заменен. Проверяют состояние спиральных пружин и безмоментных спиральных токоподводов. Пружины должны быть чистыми, без следов окисления, витки их должны располагаться перпендикулярно оси, не касаться друг друга и иметь по всему ходу пружины равномерный зазор. Производят ревизию и регулировку контактов реле. Контактные пружины, обычно бронзовые, должны быть чистыми, без следов окисления и изломов. Серебряные и металлокерамические поверхности контактов чистят и полируют. Регулируют совместную настройку подвижного и неподвижного контактов: – расстояние между подвижным и неподвижным контактами; – угол встречи плоскости подвижного контакта с плоскостью неподвижного контакта; – точку касания подвижного контакта с неподвижным; – совместный ход контактов; – жесткость контактных пластин. Производят осмотр обмоток реле: обмоточный провод не должен носить следов подгара, окисления и. механических повреждений. Если обмотки закрыты кабельной бумагой, кембриковой лентой (или другой изоляцией) и на ней нет никаких повреждений, то снимать эту изоляцию не следует. Обмотки должны быть надежно закреплены на магнитопроводе. Осуществляют проверку зубчатых и червячных передач реле: подвергают чистке, правят зубья, снимают заусенцы, регулируют совместную работу. Проверяют достаточность и равномерность зазора между подвижной частью реле (якорем, барабанчиком, диском) и полюсами магнитной системы. Производят проверку качества и надежности паек: пайки следует осмотреть, а также убедиться, что провод не перемещается в месте пайки. В случае нарушения изоляции токоведущих- частей относительно корпуса или недостаточной прочности изоляции ее заменяют или усиливают. При ремонте производят частичный или полный монтаж внутренних соединений реле. При надетом кожухе проверяют исправность устройств, укрепленных на кожухах реле, а именно: устройств завода флажков указательных реле, ручки для установки заданной уставки и т. п. При выявлении неисправностей в реле они должны быть устранены. Для этого выполняют механическую проверку и ремонт реле. Реле, прошедшие ревизию или ремонт и подготовленные к электрической проверке, должны отвечать следующим основным требованиям: – каждая деталь реле должна быть исправной и чистой; – все неподвижные элементы реле должны быть надежно закреплены, чтобы не допустить их самопроизвольного перемещения; винты и гайки должны быть затянуты; – между подвижными и неподвижными элементами реле должен существовать зазор; перемещение подвижных элементов должно происходить с минимальным трением. При ревизии реле необходимо дополнительно проверить: – не задевает ли якорь за полюса магнитопровода при поворачивании якоря рукой; – надежность крепления указателя шкалы; – наличие продольного и поперечного люфта в подвижной системе реле; – исправность подпятников; – состояние и регулировку контактов. При разборке реле необходимо снять шкалу, вывернув два винта, крепящие ее к алюминиевой стойке. Затем отсоединить монтажные провода, идущие от неподвижных контактов и обмотки к зажимам на цоколе реле. Вывернув винт, крепящий пластмассовую колодку неподвижных контактов к алюминиевой стойке, можно снять колодку, подав ее вверх на себя (при горизонтальном положении цоколя). Левый упор начального положения якоря снимается после отвертывания винта, которым крепится планка упора к алюминиевой стойке. После этого следует отвернуть два винта (снизу под шкалой), крепящие фасонную планку к алюминиевой стойке, и снять планку с укрепленными на ней указателем шкалы и регулировочной головкой. Ослабив винт, крепящий верхний подпятник, его можно вынуть пинцетом из отверстия в алюминиевой стойке. Аккуратно снять якорь с пружиной, выводя его влево. Ослабив соответствующий стопорный винт, нужно вынуть пинцетом нижний подпятник. Чтобы снять магнитопровод с обмотками, следует отвернуть три винта, крепящие его к алюминиевой стойке. Сборка и механическая регулировка реле. Верхний подпятник реле опорный, нижний — направляющий. Подпятник реле представляет собой латунный цилиндрик с запрессованной в него стальной шпилькой. Рабочей поверхностью верхнего подпятника является сферический конец шпильки, рабочей поверхностью нижнего подпятника — боковая поверхность. При осмотре подпятников следует обращать внимание на состояние их рабочих поверхностей — они должны быть чистыми, полированными, без выбоин и вмятин. На верхний подпятник опирается своей пятой якорь. В этой пяте засверлено отверстие под подпятник. Плоскость бронзовой подкладки пяты опирается на сферическую поверхность стальной шпильки подпятника. Отверстие пяты должно быть чистым, без заусенцев. В нижней части якоря (в его планке) имеется отверстие, в которое проходит шпилька нижнего подпятника. Якорь следует установить, продев в отверстие его нижней части шпильку нижнего подпятника. После этого нужно поставить на место верхний подпятник. Подпятниками сначала следует отрегулировать симметричное расположение якоря относительно полюсов магнитопровода, а затем продольный люфт, который должен быть в пределах 0,2—0,3 мм. Начальное и конечное положение якоря нужно отрегулировать упорными винтами. При начальном положении якоря край его лепестка должен совпадать с краем магнитопровода, угол поворота якоря составляет 10—15°. Упорные винты ввертывать (вывертывать) следует осторожно, чтобы отверткой не задеть пружинящую бронзовую планку, стопорящую эти винты. В противном случае планка может деформироваться и потерять пружинящее свойство. Зазор между полкой якоря и полюсами магнитопровода при втянутом якоре должен быть одинаковым и равным 0,6 мм. Зазор регулируется перемещением магнитопровода за счет овальных отверстий под винты в теле магнитопровода. С внутренней стороны фасонной планки укреплен фасонный винт регулировочной головки, в прорезь которого заведен внутренний конец пружины. С наружной стороны фасонной планки проложена пружинящая шайба и закреплен указатель шкалы. Чтобы отрегулировать необходимую затяжку возвратной пружины, следует пользоваться двумя плоскими гаечными ключами, поворачивая одним из них на нужный угол фасонную гайку, а другим — придерживать гайку, крепящую указатель. После этого гайку, крепящую указатель, необходимо затянуть так, чтобы указатель перемещался вдоль шкалы с некоторым усилием и не мог сдвигаться самопроизвольно с заданной уставки. Если пружина сильно деформирована, необходимо отпаять ее конец, припаянный к планке, жестко укрепленный на якоре, и выправить отдельно на столе. При установке пружины на место следует следить за тем, чтобы плоскость спирали пружины была строго горизонтальна. Витки пружины не должны касаться друг друга или между ними должен сохраняться равномерный зазор при перемещении указателя вдоль шкалы. Это обеспечивается изгибом планки, к которой крепится внешний конец пружины. Изгиб следует делать с помощью пинцета. Затем нужно установить на место колодку неподвижных контактов, шкалу реле и отрегулировать контакты. Перед регулировкой серебряные поверхности контактов следует зачистить и отполировать воронилом. Серебряный стерженек подвижного контакта должен иметь поперечный люфт 0,1—0,2 мм и поворачиваться вокруг своей оси на 5—8°. Неподвижные контакты должны находиться в одной плоскости, иметь одинаковый изгиб и замыкаться подвижным контактом одновременно. У реле с замыкающим контактом жесткие упоры контактных пружин должны касаться без давления контактных пружин или иметь зазор не более 0,1 мм. Подвижный контакт должен подходить к поверхности неподвижного под углом 50—60°, касаться неподвижного контакта в точке, лежащей примерно на 1/3 от переднего края, и скользить по нему с небольшим трением, создавая прогиб контактной пластины на первой уставке по шкале около 0,3 мм. Совместный ход контактов должен составлять 0,7— 1,0 мм. При повороте подвижной системы реле до упора мостик не должен доходить на 1/3 до конца серебряных пластин неподвижных контактов. Указанная регулировка достигается подгибанием пластин неподвижных контактов, перемещением в небольших пределах колодки этих контактов, а также конечным положением якоря. Для создания надежного размыкающего контакта при отсутствии тока в обмотке реле и положении указателя на первой уставке по шкале прогиб неподвижных контактов должен быть не менее 0,3 мм, а зазор между якорем и левым упорным винтом 0,1—0,2 мм. Суммарный зазор (на два разрыва) между неподвижными и подвижными контактами (в разомкнутом состоянии) должен быть 2—2,5 мм. Затяжку пружины следует предварительно отрегулировать при положении указателя на первой уставке по шкале; угол затяжки должен составлять примерно 30°. Для изменения затяжки пружины необходимо ослабить гайку, крепящую указатель, и плоским гаечным ключом повернуть на нужный угол шайбу, расположенную под гайкой с прорезью, придерживая одновременно контрящую гайку. После этого контрящую гайку затянуть. Изменение затяжки пружины в реле рассматриваемого типа производить неудобно, поэтому для упрощения этой операции следует прорезать шлиц под отвертку в нижнем торце винта.

Оцените статью
Портал-ТП.рф - официальный сайт
Добавить комментарий